ДПО — что это такое?

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Задача ДПО состоит не в том, чтобы формально повысить уровень образования, а в том, чтобы дать актуальные знания и умения, необходимые для соответствия полученной ранее квалификации, изменившимся условиям трудовой деятельности или социальной среды.

Эксперты признают, что сегодня знания и технологии устаревают за 3-4 года, поэтому становятся неактуальными уже к тому моменту, когда поступившие на первый курс студенты получат свои дипломы бакалавров или специалистов среднего звена. При таком темпе прогресса дополнительное профессиональное образование — это необходимость, без которой невозможно соответствовать требованиям рынка.

Виды ДПО

Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:
01.
повышения квалификации;
02.
профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации
Цель этих программ — усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, Вы работаете педагогом в колледже и читаете курсы по лингвистике, филологии, методике преподавания языка. Вам предложили провести новый курс для студентов, связанный с нейролингвистикой. Но вам не хватает нужных профессиональных компетенций. А тратить 3-4 года, а то и 5-6 лет (по ряду специальностей) на получение второго высшего образования у вас просто нет возможности. Курсы повышения квалификации решат эту проблему — вы получите нужные компетенции и повысите свой уровень квалификации за гораздо меньший срок.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум — это 16 академических часов.
Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Наш институт, к примеру, реализует курсы повышения квалификации по программе «Практический курс по детской нейропсихологии» объемом 72 академических часа.
Профессиональная переподготовка
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.

Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов — на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы о профессиональной переподготовке.
Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:
повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;

профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность — обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а математик — на детского или семейного психолога.
Диплом о профессиональной переподготовке дает его обладателю право на осуществление нового вида профессионального деятельности.

Формы

Дополнительное образование на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно получить в одной из трех форм:
очно;

очно-заочно;

дистанционно.
Наш институт реализует программы ДПО с применением дистанционных образовательных технологий через сетевую форму реализации образовательных программ.

Форма, в которой проходили занятия, не указывается в документах о дополнительном образовании — ни в удостоверении о повышении квалификации, ни в дипломе о профпереподготовке. В них записываются название программы и ее объем в академических часах.

Кто может получить дополнительное профобразование

Курсы повышения квалификации или профпереподготовки могут проходить две категории слушателей:
те, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;

те, кто еще учится в колледжах или вузах и не получил диплом.
Студенты колледжей и вузов могут параллельно учиться по программам ДПО, но удостоверения о повышении квалификации или дипломы о профессиональной переподготовке им выдадут только после того, как будет окончен курс основного образования и на руках у выпускника будет диплом вуза или колледжа. Зачислить студентов на программы ДПО образовательная организация может на основании справки из учебного заведения, в котором студент получает среднее специальное или высшее образование.

Например, вы студент 2 курса колледжа и получаете среднее специальное образование по специальности «Учитель начальных классов», но хотите в дальнейшем иметь возможность преподавать физическую культуру детям, получить углубленные знания по физиологии и нейропсихологии детского возраста, понимать что такое медико-психологическая экспертиза и как верно интерпретировать заключение от нейропсихолога для правильной организации учебного процесса. Для получения необходимых навыков и компетенций Вы можете параллельно с обучением в колледже пойти на курсы повышения квалификации.

Иностранные граждане и лица без гражданства тоже могут получить дополнительное профобразование, если их документы об образовании или квалификации признаются в Российской Федерации.
Многие задаются закономерным вопросом, есть ли разница между вторым высшим образованием и доп. образованием?
Период обучения
Если второе высшее придется получать несколько лет, то дополнительное профобразование доступно и за более короткие сроки, в некоторых случаях — не более чем за 100 часов.
Стоимость
ДПО, как правило, гораздо дешевле. При этом, так же как и высшее, возможно получение доп. образования дистанционно.
Приближенность к практике
Дополнительное образование более конкретно: здесь нет «лишних» дисциплин, не относящихся к основному профилю. При этом получение ДПО также подразумевает выдачу диплома гособразца, причем дополнительная специальность является равноправной с основной.
Интенсивность
Поскольку получатели ДПО наиболее заинтересованы в получении практических навыков, семинары и тренинги построены таким образом, чтобы студенты активно участвовали в них и сразу могли проанализировать сложности, с которыми столкнулись, а также проконсультироваться с экспертами. Мастер-классы и семинары проводят специалисты, практикующие в своей области.