Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:
профессиональной переподготовки.
Цель этих программ — усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, Вы работаете педагогом в колледже и читаете курсы по лингвистике, филологии, методике преподавания языка. Вам предложили провести новый курс для студентов, связанный с нейролингвистикой. Но вам не хватает нужных профессиональных компетенций. А тратить 3-4 года, а то и 5-6 лет (по ряду специальностей) на получение второго высшего образования у вас просто нет возможности. Курсы повышения квалификации решат эту проблему — вы получите нужные компетенции и повысите свой уровень квалификации за гораздо меньший срок.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум — это 16 академических часов.
Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Наш институт, к примеру, реализует курсы повышения квалификации по программе «Практический курс по детской нейропсихологии» объемом 150 академических часов.
Профессиональная переподготовка
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.
Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов — на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы о профессиональной переподготовке.
Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:
повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность — обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а математик — на детского или семейного психолога.
Диплом о профессиональной переподготовке дает его обладателю право на осуществление нового вида профессионального деятельности.