

Возрастная периодизация — это рамки, определяющие условный набор поведенческих, социальных, эмоциональных и когнитивных качеств, которыми должен обладать человек в конкретном возрасте. Знание особенностей возраста от 0 до 75+ лет позволяет психологам и другим специалистам предоставлять персональную помощь клиентам. Например, методы работы с детьми в возрасте до 18 лет и их развития кардинально отличаются от способов консультирования взрослых.
Возрастная психология — это раздел психологии, изучающий закономерности психического развития людей разных лет, начиная с рождения и до старости. Она исследует, как и почему происходят новообразования в когнитивных, эмоциональных и социальных аспектах, какие факторы влияют на развитие ребёнка и взрослого человека и как оптимизировать условия социальной среды для гармоничного роста и развития.
Исследование возрастной периодизации помогает в создании эффективных методик обучения, которые будут учитывать особенности психологии ребёнка, подростка, взрослого и пожилого человека. Информация об этом помогает определять нормальные паттерны и выявлять отклонения в любом возрасте.
Возрастная психология включает в себя несколько ключевых теорий, каждая из которых предлагает уникальный взгляд на процесс психического и физического развития человека на протяжении всей жизни. Вот некоторые из них:
1. Теория социального научения
Согласно этой теории, под влиянием социальной среды, включая других людей, общественные нормы и культурные значения, формируются психические новообразования у человека в любом возрасте. Основные моменты теории включают:
2. Теория конвергенции
Теория Вильяма Штерна предполагает, что с возрастом различия в психологических характеристиках между людьми уменьшаются, и черты личности становятся схожими. Это происходит из-за социальных и биологических факторов, включая снижение вариативности в функционировании мозга, общественное приспособление и селективное управление средой.
3. Психоаналитическая периодизация Зигмунда Фрейда
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда и его последователей подчеркивает влияние бессознательного на процесс психического развития человека в рамках всех возрастных периодизаций. Ключевые концепции включают:
4. Эпигенетическая периодизация Эриксона
В отличие от психоанализа Фрейда, концепция Эрика Эриксона основана на восьми стадиях развития человека, на которых он проходит через определённые психологические кризисы. Решение каждого внутреннего конфликта влияет на психологическое здоровье и дальнейший процесс развития личности. Успешное преодоление кризиса позволяет интегрировать разные аспекты личности в единое целое. Также, в отличие от Фрейда, Эриксон отмечал, что развитие ребёнка на каждом этапе и вне зависимости от того, сколько ему лет, зависит от взаимодействия с родителями, окружающими и культурными нормами.
Эти теории предполагают, что процесс психического развития ребёнка и взрослого человека происходит в результате внутренних борьбы и конфликтов, включая сексуальные и агрессивные инстинкты, а также влияние переживаний ребёнка в период детства.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Возрастная периодизация — это систематизация жизненного пути человека на этапы, каждый из которых имеет свои характерные физические, психические и социальные особенности. Она помогает лучше понять процессы развития и новообразования, которые с возрастом происходят с человеком.
Главная цель возрастной периодизации — идентифицировать ключевые этапы развития личности, выделить типичные задачи и проблемы, присущие каждому периоду, и определить, как и почему человек меняется в течение времени. Возрастная периодизация используется в психологии, педагогике, медицине и социальной работе для создания программ поддержки и развития, адаптированных к потребностям людей разного возраста.
Периодизация психического развития личности включает теории и методы, которые помогают систематизировать и понять, как у человека с годами формируются психические новообразования. Ниже рассмотрены основные теории и методы, которые используются для периодизации психического развития.
1. Психосоциальная теория периодизации Эрика Эриксона
Эрик Эриксон разработал модель психосоциального развития, состоящую из восьми стадий. Каждая из них связана с определённым конфликтом или задачей, которую человек решает для успешного перехода к следующему периоду:
Период развития личности | Возраст | Новообразования периода |
---|---|---|
Младенчество: стадия доверия или недоверия | 0–1 год | Начало развития базового доверия к миру |
Раннее детство: стадия автономии или стыда и сомнения | 1–3 года | Начало развития самостоятельности и самоконтроля |
Возраст игры: стадия инициативы или вины | 3–6 лет | Начало развития инициативы и способности принимать решения |
Школьный возраст: стадия трудолюбия или неполноценности | 6–12 лет | Начало развития трудолюбия и чувства компетентности |
Юность: стадия идентичности или ролевого смешения | 12–18 лет | Этап формирования у ребёнка личной идентичности |
Молодость: стадия близости или изоляции | 18–40 лет | Начало развития глубоких межличностных отношений |
Зрелость: стадия продуктивности или стагнации | 40–65 лет | Участие в общественной и профессиональной деятельности |
Старость: стадия эго-целостности или отчаяния | 65+ лет | Оценка прожитой жизни и принятие её завершённости |
2. Периодизация психического развития Жана Пиаже
Жан Пиаже предложил теорию когнитивного развития, которая описывает, как с возрастом у ребёнка развивается способность мыслить и понимать мир. Теория периодизации детства Пиаже включает четыре стадии:
3. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Эльконину
Даниил Эльконин предложил периодизацию, основанную на ведущих видах деятельности ребёнка:
4. Социокультурная периодизация Льва Выготского
Лев Выготский подчёркивал роль социального взаимодействия и культуры для когнитивного развития. Согласно его теории периодизации, развитие ребёнка происходит через взаимодействие с более опытными членами общества, которые помогают ему осваивать новые знания. Одной из важных концепций теории является зона ближайшего развития ребёнка — это знания и навыки, которые ему помогли обрести. Поддержка родителей и других людей незаменима в каждый период развития и облегчает обучение ребёнка.
Этот метод включает наблюдение и изучение одной и той же группы людей на протяжении длительного периода времени. Лонгитюдные исследования позволяют выявлять изменения, тенденции и влияние факторов на процесс формирования психических новообразований у человека.
Подразумевают изучение людей разного возраста в одно и то же время, что позволяет быстро получить данные о различиях, но не даёт информации о том, как происходит процесс развития во времени.
Включают создание контролируемых условий для изучения влияния различных факторов на процесс развития психики в разном возрасте, выявления причинно-следственных связей и тестирования теоретических предположений.
Возрастная периодизация помогает систематизировать и понять процессы, происходящие с человеком на конкретном этапе его жизни. Теории и методы периодизации предоставляют инструменты для изучения этих процессов, что помогает оптимизировать условия для гармоничного развития ребёнка и взрослого человека и создать рабочие программы поддержки и обучения.
Возрастные кризисы в психологии рассматриваются как периоды перехода, для которых характерны значительные для человека психические новообразования. Они часто связаны с новыми задачами и вызовами, которые человек должен преодолеть для дальнейшего роста и развития.
Теория возрастных кризисов Эльконина изучает стадии развития человека с точки зрения психологии возраста. Согласно ей, каждая периодизация характеризуется определёнными проблемами, которые важно преодолеть для дальнейшего развития.
Классификация возрастов необходима для изучения изменений и развития, характерных для разной возрастной периодизации. Основные периоды в психологии возраста включают:
С рождения до 12 лет человек проходит значимый период взросления — от зависимого от родителей младенца до ребёнка с психическими новообразованиями и физическими изменениями.
Раннее детство охватывает возрастную периодизацию от рождения до трёх лет. В этот период у ребёнка происходит интенсивное развитие моторики, сенсорных способностей и начальных форм общения. До момента, когда у ребёнка сформируется навык общения, он будет общаться с родителями через мимику, звуки, плач и движения тела. Также на этой стадии развития ребёнок может показывать страх, радость, стыд, любопытство и постепенно учится распознавать эмоциональные сигналы родителей и отвечать на них. В период раннего детства ребёнок начинает устанавливать первичные привязанности и исследовать окружающий мир.
Дошкольный возраст от 3 до 6 лет — период развития речи, воображения и социальных навыков. У ребёнка начинается частичная сепарация от родителей и проявляется самостоятельность. На этом этапе дети начинают играть роли, осознают правила поведения в семье или детском саду, интересуются окружающим миром, исследуют его и задают вопросы. Это время активного обучения ребёнка через игру и взаимодействие с окружающими.
Младший школьный возраст от 6 до 12 лет — время развития учебных навыков и когнитивных способностей. Ребёнок начинает систематически обучаться в школе, осваивая базовые академические знания и социальные нормы. На данном этапе детства у него развивается чувство компетентности и трудолюбия, расширяется кругозор. Ребёнок учится понимать причинно-следственные связи и решать сложные задачи. Крайне важной становится дружба со сверстниками, которые оказывают больше влияния, чем родители.
Подростковый возраст от 12 до 18 лет отмечен периодом идентичности. На этом этапе происходит самоопределение личности и её места в обществе. Подростки экспериментируют с разными ролями и идеологиями, формируются самостоятельность, критическое мышление, эмоциональная зрелость и мировоззрение, которое будет влиять на дальнейшую жизнь. На этой стадии детства у ребёнка расширяется круг друзей и знакомых. Подросток проходит через первые серьёзные конфликты со сверстниками и учится идентифицировать более «сложные» чувственные состояния — влюблённость, грусть, печаль, обиду, раздражение, тревогу, апатию, гнев и т. д.
Взрослость — самая длинная и насыщенная периодизация в жизни человека. В это время личности сначала продолжают активно развиваться, а затем приходят к своему наиболее стабильному состоянию.
Молодость от 18 до 27 лет характеризуется первым переходом к взрослой жизни. Детство закончилось, и с этого периода происходит становление профессиональной карьеры, создание близких отношений и формирование устойчивых ценностей. На этом этапе люди учатся брать на себя ответственность за свои решения и действия, выстраивать границы между собой и социумом.
Периодизация с 27 до 34 лет связана с напряжением из-за перехода человека из молодости во взрослость. Они переоценивают свои приоритеты и решают, чем на самом деле хочется заниматься в дальнейшем. Кризис 30 лет можно выявить по нескольким симптомам: негативное мышление, ухудшение эмоционального состояния, соматические заболевания, радикальные изменения в образе жизни.
В период зрелости для людей на первый план выходят более приземлённые и практические цели, например, обеспечение материального благополучия для себя и своих детей. Человек достигает максимально возможной точки успешности в разных областях: семья, карьера, самореализация, общественная деятельность и т. д. После 35 лет люди понимают своё место в жизни и стремятся к дальнейшей самореализации. На данном этапе ими руководит устоявшаяся система ценностей.
Большинство людей на этом этапе жизни занимается воспитанием детей, внуков или заботой о постаревших родителях. Они задумываются о достижении целей, которые были поставлены много лет назад, и остро переживают, если их не удалось достичь. На кризис среднего возраста приходится большое число разводов и резкая смена профессии или места жительства.
Пожилой возраст часто называют осенью жизни. К этому времени люди достигают наивысшего уровня эмоциональной стабильности, умеют справляться с трудностями и спокойно переживать стрессовые ситуации. Они относятся к самим себе с глубоким принятием, потому что в целом удовлетворены своей жизнью.
По мере достижения пенсионных лет многие люди увольняются и проводят много времени дома. Некоторые пенсионеры занимаются внуками, дачей или находят новое дело по душе. Если на этом этапе у человека не получается понять, чем хочется дальше заниматься, ментальное состояние ухудшается. На этой стадии люди часто не видят позитива в настоящем и не ждут ничего хорошего от будущего. Поэтому начинают жить прошлым.
После достижения 75 лет у человека начинается старение. Мышление, память, внимание становятся хуже, снижается скорость обработки информации, усиливается забывчивость. Такие проблемы могут сильно портить эмоциональное состояние человека и снижать самооценку. Социальная активность сильно снижается, так как пенсионеры могут не видеть смысла выхода «в люди». Ситуация усугубляется, если в этот период жизни человека его не навещают более молодые родственники.
По мере старения люди чаще задумываются о смерти, особенно после потери близких людей — знакомых, друзей, родственников или детей. Иногда приближение неизбежного мотивирует человека наслаждаться жизнью и реализовывать давние желания.
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды