

Возрастная психология — это уникальная отрасль науки, которая занимается изучением психического развития человека на протяжении всего его жизненного пути.
Определение возрастной психологии подразумевает анализ изменений в поведении, мышлении и эмоциях, происходящих в результате биологического старения и влияния социокультурной среды.
Возрастная психология — это наука, изучающая психическое развитие человека на определённых этапах его развития. В процессе исследований учёные выявляют особенности когнитивного, эмоционального развития в зависимости от возраста. Актуальность данной области знаний заключается в необходимости понимания психологии людей разных возрастов и разработки методов помощи и поддержки.
Одной из важных задач возрастной психологии является выявление фундаментальных изменений, происходящих с человеком на протяжении его жизни. Например, младенцы уже с рождения обладают некоторыми задатками интеллекта, которые постепенно развиваются вплоть до зрелости. Не менее важен период перехода из детства во взрослость, когда человек проходит стадию глобальных физических преобразований и подвержен сильнейшим эмоциональным колебаниям.
Большинство исследований в области возрастной психологии проводятся с использованием различных методов, включая наблюдение, эксперименты и анкетирование. Так, исследования детских психологов доказали важность и значение ролевых игр для детей от 2 до 6 лет, которые являются частью процессов развития воображение и интеграции в общество сверстников. А другие учёные в ходе экспериментов выявили устойчивую связь дифференциальных особенностей памяти детей-дошкольников с их темпом развития.
Предмет изучения данной дисциплины довольно широк: от когнитивного развития в детстве до проблем адаптации в пожилом возрасте, что делает её актуальной для специалистов в различных областях, включая образование, медицину и соцсферу.
Исторически сложилось так, что возрастная психология начала активно развиваться в начале XX века. Жан Пиаже, Лев Выготский, Эрик Эриксон и другие известные учёные, внесли значительный вклад в понимание стадий развития человека. Пиаже сформулировал теорию когнитивного развития, Выготский подчеркнул важность социокультурного контекста, а Эриксон разработал теорию психосоциального развития. Эти и многие другие теории стали фундаментом для дальнейших исследований и практического применения знаний в возрастной психологии.
Возрастная психология применяет различные методы исследования, включая:
Современные направления в возрастной психологии включают изучение влияния цифровых технологий на развитие детской личности, исследование психологии старения и адаптации к смене жизненных обстоятельств. Актуален и вопрос взаимосвязи между здоровьем тела и психологическим благополучием в разные периоды жизни. Эти и многие другие темы делают возрастную психологию незаменимой в сферах жизнедеятельности человека для нормального функционирования которых, важно понимание сложной картины человеческого развития.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Возрастная психология тесно связана с рядом других научных дисциплин:
Каждая из этих дисциплин вносить свой вклад в изучение возрастной психологии, а она обогащает их собственными знаниями, методами.
Для понимания сложных возрастных трансформаций учёные используют разные научные методы исследования. Они позволяют оценить как общие закономерности развития, так и индивидуальные особенности психики конкретных людей.
Основные методологические подходы в возрастной психологии включают в себя лонгитюдные и трансверсальные исследования:
Важную роль играют экспериментальные методы, наблюдение, интервью, тестирование и кейс-стади, которые помогают глубже проникнуть в суть возрастных изменений психики.
Количественные и качественные методы анализа являются ключевыми инструментами познания психологов, изучающих возрастные особенности:
Данное направление науки очень обширно и затрагивает очень много вопросов, связанных со всесторонним развитием личности, психики, их состояний, реакций, качества и количества межличностных связей. Различные исследования проводятся постоянно и не закончатся, наверное, никогда. Так, изучение способности детей к отсроченному вознаграждению вылилось в серию экспериментов, которые длятся уже на протяжении полувека.
Год: 1960-е — начало 1970-х.
Университет: Стэнфорд.
Учёный: Уолтер Мишел.
Условия:
— Детям 3-5 лет предлагали зефир (или другую сладость).
— Если ребёнок не съест зефир за 15 минут, пока исследователя нет, то получит ещё один.
— Ребёнка оставляли наедине со сладостью.
— За поведением детей наблюдали через скрытую камеру.
Цель:
— изучить механизм отсроченного удовольствия;
— связать его с самоконтролем и силой воли.
Результат:
1/3 детей смогли дождаться, т. е. они волевым решением смогли отказаться от получения удовольствия от поедания сладости в тот момент, пока учёного не было в комнате.
Мишел вёл наблюдение за судьбами детей, принявших участие в эксперименте на протяжении 40 лет. И вот какие закономерности он вывел. Те дети, которые смогли дождаться и не съесть сладость, впоследствии добились большего успеха в жизни, чем те, у кого уровень самоконтроля был ниже. Они показали хорошие результаты в процессе обучения в школе, университетах и колледжах, были более независимыми, самодостаточными и целеустремлёнными личностями. Испытуемые получили престижное образование, хорошо зарабатывали, построили успешную карьеру.
Вывод: умение отсрочить удовольствие — важный фактор успеха
Кстати, уже в 2011 году, тем же испытуемым провели томографическое исследование, и оно показало, что у тех, кто дождался вторую маршмеллоу, более развиты лобные доли мозга, которые отвечают за самоконтроль.
Исследовательская работа и дальнейшие изыскания Мишела, а также выводы к которым он пришёл, породили серию других зефирных экспериментов.
Условия:
— 28 детей разделили на 2 группы.
— 1-я группа: получили подарки, обещание новых подарков, но их им не дали.
— 2-я группа: получили подарки, обещание новых подарков, и их им отдали.
Цель — изучить влияние опыта на отсроченное удовольствие.
Результат:
— Дети из 1-й группы чаще съедали зефир сразу.
— Дети из 2-й группы чаще ждали.
Вывод: опыт и пережитые обстоятельства влияют на выбор отсрочить удовольствие
Условия:
— 900 детей из разных слоёв населения, рас, семей.
— Условия соответствовали оригинальному испытанию Мишела.
Если в первом эксперименте участвовали в основном дети сотрудников университета, то здесь количество факторов на способность отсрочить удовольствие.
Цель — изучить влияние достатка семьи и образования родителей на отсроченное удовольствие
Результат — дети из более богатых семей чаще могли отсрочить удовольствие.
Вывод: достаток семьи и образование родителей влияют на восприятие, самоконтроль и способность отсрочить удовольствие у ребёнка.
Возрастная психология играет важную роль во всех отраслях жизнедеятельности, прямо или косвенно затрагивающих интересы, как индивида, так и групп людей, общества в целом: от образования до клинической практики.
Возрастная психология даёт необходимые знания для понимания и оптимизации процессов обучения и образования. Она изучает, как возрастные особенности влияют на способность к усвоению знаний и развитию навыков. Педагоги и разработчики учебных программ, авторы учебников используют достижения психологии для создания эффективных образовательных стратегий, которые учитывают специфику психики детей, подростков и взрослых. Например, понимание нюансов когнитивного развития помогает формировать учебные планы, которые учитывают нюансы развития личности для лучшего усвоения материала и социализации учащихся в процессе обучения.
Понимание возрастных особенно способствует гармонизации взаимодействий между членами семьи, улучшает коммуникацию и помогает предотвратить конфликты. Взрослые, осознающие, через какие стадии развития проходят их дети, могут лучше поддержать их в сложные периоды психологического развития, такие как подростковый кризис или социализация.
Возрастная психология помогает формировать политику государства, корпораций или учреждений:
Клиническая практика, как часть диагностики и лечения психологических заболеваний. Помогает специалистам понимать, как возрастные изменения влияют на проявление и ход психических расстройств, а также на эффективность терапевтических вмешательств. Клинические психологи и психотерапевты используют знания возрастной психологии для разработки индивидуальных планов лечения, учитывающих особенности возраста клиентов.
Психология помогает HR-специалистам и менеджерам понимать мотивацию, поведение и потребности сотрудников компании разного возраста. Это знание необходимо, чтобы:
Такая разноплановая интеграция науки в менеджмент повышает производительность и инновационность организаций.
Возрастная психология включает в себя несколько направлений, каждое из которых рассматривает различные аспекты возрастной динамики и связанные с ними особенности.
Детская психология фокусируется на специфике развития личности в раннем детстве. Именно на данном этапе закладываются основы интеллекта, эмоциональной сферы и социальных навыков. Психологи помогают родителям и педагогам лучше понимать внутренний мир ребёнка, а также готовят рекомендации по воспитанию и обучению, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого малыша для здорового личностного развития.
Подростковая психология занимается изучением периода адаптации молодого человека к общественной среде и трансформациям, происходящим в его теле и психике. Проблемы адаптации включают:
Подростковая психология предлагает методы коррекции поведения и психологической поддержки, направленные на снижение стресса и профилактику девиантного или делинквентом поведения.
Психология взрослости и зрелости изучает период, когда человек достигает пика профессиональных и личных достижений. В это время важно поддерживать психологическое благополучие, поскольку взрослые сталкиваются с множеством вызовов, включая карьерный рост, семейные отношения и воспитание детей. Специалисты помогают находить баланс между работой и личной жизнью, а также справляться с возможными личностными проблемами.
Геронтопсихология, последнее направление, обращает внимание на особенности психических процессов в пожилом возрасте. Старение населения делает эту область особенно актуальной.
Возрастные изменения часто сопровождаются ухудшением памяти, снижением когнитивных способностей и эмоциональными проблемами. Геронтопсихологи разрабатывают стратегии для поддержания умственной активности, социальной интеграции и повышения качества жизни пожилых людей.
Возрастная психология предлагает ко́мплексный подход к пониманию человека:
Развитие всех этих направлений психологии важно для обеспечения ментального здоровья и адаптации человека по мере взросления и старения.
Одним из важнейших вопросов возрастной психологии является вопрос о границах периодов психического развития.
Периодизация – это деление жизни человека на уникальные по отношению друг к другу этапы.
В науке есть много разных периодизаций психического развития, под авторством известных учёных-психологов. Каждая из них была составлена на основе результатов педагогических, психологических и социологических исследований.
Периодизация Л. С. Выготского:
Периодизация Д. Б. Бромлей:
Периодизация психосоциального развития Э. Эриксона:
Все эти периодизации являются условными, так как ни одна из них не отражают индивидуальные особенности развития психики/личности каждого человека.
Раннее детство в возрастной психологии охватывает период от рождения до (около) шести лет. Происходит интенсивный рост, когнитивное и психическое развитие ребёнка.
Первый год — время быстрого развития. Ребёнок ползает, поднимается на ножки, а затем учится ходить, общаться с помощью жестов и мимики.
В интервал с года до трёх ребёнок интенсивно осваивает мир вокруг себя. Он становится всё более самостоятельным и начинает проявлять свою волю. Развитие речи приоритетно.
С 3 до 5 лет дети развиваются в области самостоятельности и социальной компетентности. Они становятся более ориентированными на взаимодействие с людьми вне семьи, играют с другими детьми и учатся делиться, посещают регулярно детский сад. Развивается логическое, абстрактное мышление, воображение. Они уже достаточно знают и умеют, чтобы самостоятельно передавать образ предмета и установить его связи с другими предметами и явлениями. Ребёнок уже умеет понимать и соблюдать правила (границы, условия), которые устанавливают взрослые.
Основным видом деятельности на данном этапе является игра.
Младший школьный возраст в психологии охватывает период с 6–7 до 10–11 лет и связан с началом обучения в школе. Для этого цикла развития ребёнка характерны:
Подростковый возраст в психологии охватывает период с 12–13 до 18–19 лет, когда происходит переход от детства к взрослости. Для него характерны интенсивные физические, психологические, эмоциональные и социальные изменения:
Подростковый возраст часто сопровождается конфликтами и проблемами, такими как борьба за автономию, противостояние с родителями, давление со стороны сверстников, рискованное поведение и поиски самоидентификации. Это время, когда важна поддержка со стороны семьи, школы и общества для успешной ресоциализации из детства во взрослость.
Взрослость — самый долгий и сложный этап в развитии человека. Она начинается примерно в возрасте 20 лет и не заканчивается вплоть до смерти человека. Взрослость можно разделить на три основных цикла: молодость, зрелость, старость.
В психологии период молодости или ранней взрослости начинается от около 20 лет и длится до 40 лет. Этот этап характеризуется рядом важных событий и переживаний, связанных с личностным и социальным развитием:
Эрик Эриксон выделил основные задачи развития, с которыми сталкиваются люди в этом возрастном периоде. Согласно его теории психосоциального развития, основная задача ранней взрослости — разрешение конфликта между «интимностью против изоляции». Суть конфликта — успешное разрешение приводит к способности устанавливать глубокие и значимые отношения с другими людьми.
В этот период люди обычно достигли определённого успеха в своей карьере и пришли к стабильности в личной жизни. Однако зрелые взрослые также сталкиваются с новыми вызовами, которые касаются ухода за пожилыми родителями и принятие собственного старения.
Физические изменения:
Психологические изменения:
Социальные изменения:
Зрелость — это время для новых возможностей и достижений. Понимание возрастных особенностей и задач этого периода позволяет людям максимально использовать свои ресурсы и жить осмысленно, в гармонии с самим собой и окружающими.
В возрастной психологии период старения и старости рассматривается как последняя стадия жизненного цикла человека. Традиционно начинается после 60–65 лет.
Этот период обычно разделяют на несколько фаз:
В геронтологии, психологии старения и старости изучаются различные аспекты:
Особое внимание учёные уделяют вопросам поддержания качества жизни, независимости и благополучия пожилых людей.
Когда человек в периоде старости сталкивается со смертью важного для себя человека, это становится ударом для его психики, вводит в состояние горя и траура. Некоторые пожилые люди испытывают гнев и отчаяние, другие — ощущают пустоту и бесцельность бытия.
Инволюция (от лат. involutio – свёртывание) – это процесс возрастного регресса, обратного развития, который проявляется в ослаблении функций организма, снижении его жизнедеятельности.
Старение тяжело принимается из-за того, что тело начинает потихоньку подводить человека. Силы оставляют его. То, что когда-то было обычным делом для молодого и здорового индивида, в старости даётся большим трудом.
Если раньше, в своей молодости, человек справлялся с психологическими трудностями через рукоделие, к примеру, для релаксации, то в старости оно становится ему недоступным — подводят моторика, зрение и память. Если человек в 40 лет мог пойти в спорт зал и через интенсивную тренировку сбрасывал тревожность и напряжение, то в старости ему это не удастся из-за проблем со здоровьем — он просто не выдержит такую нагрузку.
Дисоциализация тоже вызывают сложности для приспособления, особенно после выхода человека на пенсию. Потеря работы или смена рабочего окружения вызывает стресс, неуверенность, дезориентацию. То, что изменился круг людей, с которыми раньше личность регулярно взаимодействовала или перемещение индивида в новую обстановку, усиливает чувство изоляции или неудовлетворённости.
Кризисы в возрастной психологии – это нормативные переходные периоды в жизни человека, характеризующиеся значительными преобразованиями на физическом и психологическом уровнях, которые вызывают переживания и конфликты. Часто протекает болезненно.
Знания о типичных возрастных проблемах позволяют людям лучше понять себя, близких, а также менее безболезненно справиться с возникающими трудностями.
Кризисы детского возраста:
Подростковый возраст:
Кризисы ранней взрослости:
Средняя взрослость:
Поздняя взрослость:
Не все люди проходят переходные периоды одинаково. У одних людей они протекаютт легко и безболезненно, у других сопровождаются серьёзными психологическими трудностями. Если у вы сейчас переживаете это состояние и вам трудно выйти из него самостоятельно — обращайтесь за помощью к компетентному психологу онлайн на нашем агрегаторе SmartMental.
Возрастная психология сталкивается с рядом современных вызовов и проблем. Одной из них является адаптация методологических подходов к быстроменяющимся условиям и технологическому прогрессу.
Повышение продолжительности жизни, трансформация традиционных семейных структур, цифровизация общества – все эти факторы корректируют вопросы, стоящие перед учёными в области возрастной психологии. Важно также учитывать мультикультурный аспект и повышение уровня глобализации в мире, которые требуют от специалистов глубокого понимания особенностей развития личности в различных культурных контекстах.
Перспективные направления исследований в области психологии обещают новые открытия и решения актуальных проблем:
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды