

В психологии существуют несколько моделей, которые объясняют, как люди взаимодействуют друг с другом. Некоторые из них помогают укреплять связь и способствуют развитию участников отношений, другие же, напротив, доставляют дискомфорт и могут стать причиной серьёзных проблем. Одну из таких моделей описывает понятие «Треугольник Карпмана».
Треугольник Карпмана представляет собой психологическую модель, описывающую динамику взаимодействия между тремя ролями: жертвой, спасателем и преследователем. Это понятие было впервые представлено в 1968 году американским психологом Стивеном Карпманом. Также он известен как «драматический треугольник».
Согласно материалов его статьи «Сказки и и анализ сценарной драмы», отношения, строящиеся по этому сценарию, являются примером деструктивной динамики, которая возникает во взаимодействии между людьми. Вместо плодотворного сотрудничества они сосредотачиваются на разногласиях, что усиливает стресс и напряжённость.
Анализ ролей в треугольнике является полезным инструментом для понимания динамики такого взаимодействия как в паре, так и внутри группы.
Роли жертвы, преследователя и спасателя в треугольнике имеют свои особенности и динамику взаимодействия. Карпман предлагает следующее описание каждой позиции.
Жертва выступает как беспомощный и уязвимый человек. Она ощущает себя обессиленной или объективно нуждающейся в помощи. Жертва активно привлекает внимание к своим проблемам и потребностям, в надежде получить поддержку или сочувствие. Однако она не всегда готова принимать ответственность за собственную жизнь и часто оказывается в роли пассивного наблюдателя, ожидающего, что другие люди решат её сложности.
Преследователь зачастую осуждает и критикует жертву, ссылаясь на её зависимость и недостатки. Часто это происходит в ответ на привлечение жертвой внимания и вызывает раздражение. Агрессор использует манипуляции, унижения и критику, как способ контролировать жертву и установить свою власть.
Спасатель желает помочь жертве. Он появляется в ответ на сигналы помощи с намерением оказать поддержку и решить проблемы. Однако, с течением времени, спасатель может перейти в позицию агрессора, упрекая и насаждая свои взгляды. Спасатель часто чувствует ответственность за жертву и сочувствие к её страданиям, но не всегда осознаёт, что его поступки могут способствовать зависимости жертвы.
Эти роли взаимодействуют друг с другом, создавая негативную динамику. Чтобы избегать зацикленности в треугольнике Карпмана, нужно развивать здоровую и эмпатичную коммуникацию.
Треугольник Карпмана формируется в результате сложной динамики между людьми. Он может возникнуть при неполноценной коммуникации, недостаточной эмоциональной осознанности и отсутствия чётких границ. К факторам, которые формируют драматический треугольник, относятся:
Понимание и осознание этих факторов становится важным шагом в разрыве треугольника и развитии более гармоничной связи.
Созависимость возникает в разных сферах жизни: в романтических отношениях, семейных связях между родителями и детьми и деловых контактах. В каждом из этих случаев она проявляется по-своему.
В паре иногда возникает ситуация, когда один человек играет роль жертвы, а второй занимает позицию то преследователя, то спасателя. Например, один партнёр постоянно выражает недовольство собой и просит помощи. Второй чувствует себя обязанным поддержать первого, что создаёт дисбаланс.
В семье треугольник Карпмана может возникнуть между родителями, детьми или между старшим и младшим поколением. Например, один из родителей вступает в игру как жертва, страдая от недостатка внимания или поддержки партнёра, а третий член семьи, чаще всего ребёнок, становится спасателем, пытаясь улучшить ситуацию. Такое искажение функций создаёт напряжённость и конфликты.
В рабочем коллективе эта модель может распределяться между коллегами или руководителями и подчинёнными. Например, один коллега постоянно жалуется на рабочую нагрузку и требует больше помощи, в то время как другой коллега занимает роль спасателя и выступает как наставник или даже решает проблемы вместо первого. Из-за этого команда начинает работать неэффективно.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Созависимость влияет на взаимодействие между людьми и создаёт проблемы для каждого участника. Среди основных психологи выделяют:
Такие игры в треугольнике мешают развитию отношений. Осознав своё положение и поработав над ним, можно сделать коммуникацию более продуктивной и гармоничной.
Драматический треугольник — пример разрушительной связи. Выход из неё требует сил, времени и готовности всех сторон. Чтобы не включаться в игру, психологи предлагают несколько рекомендаций:
Общайтесь открыто и честно с людьми, объясняйте свои границы и ожидания. Если вы замечаете, что вас втягивают в игру, просто выразите свои чувства и расскажите о своих потребностях, стремясь к сознательному общению и взаимопониманию.
Чек-лист для определения, является ли человек частью треугольника Карпмана:
Если вы заметили за человеком данные поведенческие черты, есть вероятность, что он включён в драматический треугольник. Однако, важно помнить, что не всегда легко определить, идёт ли речь о созависимости или обычном взаимодействии между людьми.
Общей рекомендацией по выходу из драматического треугольника является осознание своей роли и начало работы над изменением поведения. Стоит научиться принимать ответственность за свои действия и не перекладывать вину. Используйте различные техники, например, ведение дневника, чтобы разобраться в своих внутренних процессах. Это приведёт к лучшему пониманию своих мотивов, эмоций и потребностей. Также необходимо развивать навыки коммуникации и умение слушать других людей, чтобы находить компромиссы и решать конфликты мирным путём.
Существует также ряд рекомендаций, как выйти из каждой роли.
Умение устанавливать границы является важной частью выхода из роли жертвы. Определите, что для вас приемлемо, а что нет, и защитите себя от превращения в зависимого человека.
Работайте над развитием самоуважения и самостоятельности. В этом помогают хобби или формирование новых навыков. Чем сильнее вы верите в свою ценность и способности, тем меньше вероятность, что вас втянет в одну из позиций.
Выход из игры требует активного общения и ясного выражения своих потребностей и чувств. Учитесь доверять людям и общаться откровенно и открыто. Потому, если вы чувствуете, что попадаете в созависимые отношения, выделите время для разговора с партнёром и выразите свою точку зрения.
Изучайте и разрабатывайте альтернативные стратегии решения конфликтов и общения, которые не включают агрессивность. Подумайте о том, как можно достигнуть своих целей и выразить свои потребности без причинения вреда людям.
Развивая эмпатию и умение понимать чувства и потребности других людей, вы уменьшите агрессию. Тренируйтесь ставить себя на место человека, смотреть на ситуацию его глазами и учитывать его интересы. Эмпатия способствует более гармоничным и продуктивным отношениям.
Учитесь эффективно общаться, выражая свои мысли и чувства ясно и уважительно. Избегайте использования агрессивного или унизительного языка. Учитесь слушать других и быть открытым к их точке зрения.
Разработайте стратегии для управления стрессом и эмоциями. К ним могут относиться регулярные физические упражнения, медитация, глубокое дыхание или другие релаксационные техники. Управление стрессом поможет предотвратить выход агрессии и сохранить спокойствие во взаимодействии с людьми.
Рефлексия поможет вам разобраться в своих мотивах и потребностях, которые могут приводить вас к роли спасателя. Задайте себе вопросы: почему я ощущаю необходимость спасать других Что я получаю от этого Что мне требуется, чтобы чувствовать себя важным и ценным
Устанавливайте чёткие границы в общении с другими людьми, чтобы не взваливать на себя их дела. Каждый человек должен отвечать за свою жизнь и справляться с трудностями самостоятельно. Предложите стратегии, которые помогут людям стать более независимыми и научиться преодолевать трудности без вашей помощи.
Развивайте способность к эмпатии и пониманию чувств и потребностей других людей без необходимости спасать их. Умение поддерживать и слушать, давать пространство для выражения своих мыслей и чувств, является ценным навыком, который поможет наладить контакт и создать взаимопонимание.
Работайте над развитием своего самосознания и самоуважения. Признавайте и цените свои собственные потребности, а также развивайте здоровые способы достижения удовлетворения и значимости в жизни. Это поможет вам уйти от роли спасателя и быть более независимым и уверенным в себе.
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды