

В 1994 году психолог Татьяна Зинкевич-Евстигнеева разработала метод сказкотерапии, основанный на принципах гуманистической психологии. Она научно обосновала его эффективность и защитила в рамках своей докторской диссертации. Татьяна доказала, что сказки помогают людям раскрыть свой потенциал, преодолевать психологические проблемы, развиваться и достигать своих целей.
Сегодня сказкотерапия — признанный метод психотерапии, который используется для работы с детьми, взрослыми и семьями. Метод широко применяется в России и странах ближнего зарубежья, преимущественно для работы с детьми. В западных странах чаще применяется схожий метод в рамках арт-терапии для работы с людьми всех возрастов (библиотерапия).
Сказкотерапия — это метод психотерапии, основанный на использовании сказок. Эффективен в работе с детьми и семьями.
Сказкотерапия помогает детям справиться с разными психологическими проблемами:
Сказкотерапия может значительно улучшить психологическое состояние детей. Например, исследование, проведённое Университетом Лидса (2018), показало, что через 10–12 сеансов сказкотерапии у детей наблюдалось значительное улучшение настроения и повышение самооценки.
Использование сказок в терапевтических целях помогает детям развивать воображение, критическое мышление и эмоциональную интеллектуальность:
Сказкотерапия может проводиться в рамках индивидуальных сессий, так и в формате групповых занятий, как основной метод терапии или в комплексе с другими техниками.
В ходе терапии ребёнок вникает в повествование и переживает все эмоции героев: от радости до грусти, от страха до счастья. Это помогает ему осознать различные состояния и соотносить их с теми чувствами, которые он испытывает сам в похожих жизненных ситуациях:
Через волшебные истории о героях и их приключениях дети узнают об эмоциях, своих сильных и слабых сторонах. В процессе терапии ребёнок может отождествляться с главными персонажами сказок, что помогает ему осознать свои чувства и проблемы. Или, наоборот, он может сам становится творцом волшебной истории исходя из собственных потребностей или желания.
Когда ребёнок видит в герое себя, он как бы смотрит на ситуацию, в которой персонаж оказался по сюжету и соотносит собственную реальность с нею. Это помогает ему осознавать то, что его пугает или радует в реальных ситуациях и формировать на основе опыта героя здоровые реакции и модели поведения, которые помогут ему заводить друзей, общаться со взрослыми, переживать проблемы.
Сказки способствуют формированию положительной самоидентификации у ребёнка. При встрече со страшными или неприятными героями он может почувствовать себя сильным и мудрым, а при встрече с добрыми и щедрыми персонажами — добрым и заботливым. Это помогает ребёнку понять, какой он на самом деле и какие качества он хочет развивать.
Сказки мягко воздействуют на детскую психику, помогают ребенку осознать свои эмоции, развивать фантазию и креативность. Через переживание приключений главных героев сказок дети отражают собственные проблемы и стремления.
Через использование символических образов и сюжетных поворотов сказка наглядно демонстрирует значение тех или иных ценностей, рассказывает об их важности для человека и общества. Например, через истории сказочных персонажей ребёнок может узнать о таких нравственных качествах, как доброта, отвага и честность, понимать их ценность во взаимоотношениях с окружающими. Осознание помогает формировать свою систему ценностей и этических принципов. В сказке про Царевну-лягушку, главный герой Иван-царевич — сильный, смелый и честный человек. На первый взгляд, ему не повезло, и в невесты ему досталась склизкое земноводное, но герой держит своё слово, которое дал отцу, и в конечном счёте выигрывает. Он преодолевает множество трудностей и оказывается мужем девушки-красавицы с волшебными способностями.
Метафоры и символы имеют особую силу воздействия на подсознание ребёнка, позволяя ему выразить свои эмоции и переживания через безопасные образы.
Использование метафор создаёт аналогию между сказочными персонажами и реальной жизнью ребёнка. Например, герой сказки, который преодолевает трудности и сталкивается с опасностями, помогает осознать свою силу и научиться преодолевать свои трудности. И делается это не в формате нравоучения, а ребёнок сам приходит к верным выводам после осмысления метафор.
Символы в сказках также играют важную роль в процессе сказкотерапии. Они помогают детям установить связь между конкретными предметами или образами и их внутренним состоянием. Например, цветок может символизировать рост и развитие, а замок — защиту и безопасность. Ребёнок может использовать символы для выражения своих чувств и переживаний, а также для поиска решений проблем.
Одним из основных аспектов сказкотерапии является вовлечение детей в ролевые игры и творческие процессы.
В рамках сказкотерапии дети могут выразить свои чувства, мысли и опасения через создание персонажей и развитие сюжета. Игра в роли главного героя позволяет ребёнку прожить определённую ситуацию или проблему, выразить своё отношение к ней и найти способы её решения. Так, дети могут осознать и проанализировать свои эмоции, а также узнать о других моделях поведения.
Творческие процессы также занимают важное место в сказкотерапии. Детям предлагается создавать собственные истории, рисовать или лепить персонажей из сказок. Это помогает развивать фантазию, креативность и самовыражение детей. Процесс творчества также способствует расслаблению и снятию стресса, тревожности.
Индивидуальный подход в сказкотерапии предполагает тщательное изучение особенностей каждого ребёнка, его потребностей и проблем. Психолог, работающий со сказкотерапией, проводит детальное интервьюирование ребёнка и его родителей, чтобы получить более полное представление о том, что тревожит малыша, какие проблемы он испытывает.
На основе полученной информации психолог создаёт индивидуальную программу сказкотерапии. В рамках этой программы выбирают сказки с нужным терапевтическим эффектом или создают новые, которые максимально точно отражают проблемы и потребности конкретного ребёнка.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
В сказкотерапии используются разные техники, которые помогают детям и взрослым выразить свои чувства, мысли и переживания, а также справиться с различными психологическими проблемами.
Вот некоторые из основных техник сказкотерапии:
Также в рамках терапии детям предлагается выполнить следующие упражнения:
Дать характеристику героям с формулированием своего отношения. После того как сказка прочитана, терапевт может предложить ребёнку или группе детей составить характеристику героев сказки. Это помогает ему/им понять мотивы и поведение героев, а также сформировать своё отношение к ним.
Характеристика героев может включать в себя следующие элементы:
Формулирование отношения к героям может включать в себя следующие элементы:
Это упражнение эффективно для развития способности к эмпатии, критического мышления и формирования нравственных ценностей у детей.
Включение в сказку персонажа другой сказки. Терапевт может предложить ребёнку или группе детей включить в сказку персонажа другой сказки. Это помогает ребёнку развить воображение, а также увидеть сюжет с точки зрения нового героя.
Рассказывание сказки наоборот. Терапевт может предложить ребёнку рассказать сказку наоборот. Это помогает ему увидеть сказку с новой точки зрения, а также задуматься о последствиях поступков героев.
Суд над персонажем. Терапевт может предложить ребёнку провести суд над персонажем сказки. Это помогает ребёнку развить критическое мышление через оценку поступков героя с разных точек зрения и определение его мотивов.
Сказкотерапия — это метод психологической коррекции, основанный на использовании сказок и их символического значения. Этот подход активно применяется в работе с детьми, помогая им развивать свою эмоциональную сферу, и решать внутренние конфликты.
Исследование, проведённое Национальным институтом ментального здоровья США, подтверждает эффективность сказкотерапии у детей. В ходе исследования было выявлено, что дети, проходившие сессии сказкотерапии, показывали значительное улучшение в области самооценки, а также уменьшение тревожности и повышение уровня социализации.
Другим примером успешного применения сказкотерапии является работа психологов в детских больницах. С помощью сказок специалисты помогают детям справиться со стрессом и тревогой, связанными с болезнью и лечением.
Для детей дошкольного возраста сказкотерапевты рекомендуют использовать простые и легко запоминающиеся сказки с яркими и понятными образами. Обычно это небольшие сюжеты про зверей. В этом возрасте дети часто испытывают трудности в коммуникации или выражении своих чувств, поэтому использование символов и метафор в сказках может стать ключевым фактором успешной психологической коррекции. Так, историю про зайку, который символизирует слабость, беззащитность и пугливость будет понятна ребёнку. А его приключения, где он преодолевает свой страх и преодолевает трудность, показывает ребёнку путь к решению собственной проблемы.
Дети школьного возраста начинают понимать абстрактные понятия и сложные идеи. Они уже могут самостоятельно анализировать и оценивать информацию. При работе с ними можно использовать более сложные сказки с более глубоким смыслом. Истории могут затрагивать такие темы, как дружба, семья, отношения, нравственные ценности, выбор, общество и т. д.
Терапевт должен быть готов к тому, что дети школьного возраста могут задавать вопросы о смысле истории, о поступках героев и о других аспектах сказки.
Исследования, проведённые Университетом Камбриджа, показали, что активное участие родителей в терапевтических сеансах сказкотерапии значительно увеличивает эффективность лечения.
Родители играют роль медиаторов между ребёнком и терапевтом, помогая установить доверительные отношения и создавая комфортную атмосферу для выражения эмоций. Они могут присутствовать на сеансах или получать консультации от специалиста для проведения домашних занятий.
Важный аспект работы родителей — продолжение терапевтических методик после окончания сеансов сказкотерапии с психологом:
Успех сказкотерапии зависит от взаимодействия родителей с терапевтом и их активного участия в процессе. Семейная поддержка и общение о пройденных сеансах помогут ребёнку эффективно осознавать и преодолевать свои проблемы.
Вовлечение родителей также способствует укреплению семейных связей. Общий интерес к процессу сказкотерапии создаёт единое поле взаимодействия, где каждый член семьи может выразить свои нужды и получить поддержку от других.
Сказкотерапевт может обучить родителей техникам работы со сказками для поддержки позитивных изменений у детей. Родители получают инструменты для создания безопасной атмосферы для выражения эмоций, развития воображения и решения проблем.
Родители должны не только рассказывать сказки и обсуждать их с детьми. Важно и общение с ребёнком о его переживаниях, эмоциях, возникших после сеанса сказкотерапии. Взрослые должны быть готовы выслушать ребёнка, поддержать его и помочь осознать свои чувства.
Сказкотерапия — эффективный метод психологической коррекции у детей, так как она способствует развитию воображения, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Сказки создают безопасное пространство для ребёнка, где он может идентифицироваться с героями и находить ответы на свои вопросы.
Чтобы сказкотерапия дала максимальный эффект, необходимо выполнять как минимум 2 условия:
Сказкотерапия имеет большой потенциал в помощи детям с проблемами адаптации, поведения или эмоционального развития, поэтому её широко применяют в области психологической коррекции детей.
Много отечественных авторов написали замечательные книги по сказкотерапии, которые могут помочь даже далеким от психологии родителям выбирать готовые или сочинять новые сказки и правильно их читать детям.
Литература по сказкотерапии:
— Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»
— Вачков И. В., «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…»
— Соколов Д., «Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки, или Приключения принца Эно»
— Капская А. Ю., Мирончик Т. Л., «Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей»
— Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., «Формы и методы работы со сказками»
— Сакович Н. А., «Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков»
— Вачков И. В., «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку»
— Олифирович Наталья, Малейчук Геннадий, «Сказочные истории глазами психотерапевта»
— Одинцова М., «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых»
— Стишенок Ирина, «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост»
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды