Синдром вахтёра (СВ) — это что-то среднее между психологическим состоянием и паттерном поведения, для которых характерны повышенная агрессивность и негативное отношение к окружающим. Проще говоря, люди с СВ часто проявляют желание контролировать и ограничивать действия других людей, особенно в общественных местах или виртуальном пространстве. Другое слово для обозначения «вахтёров» — «охранники».
Этот феномен несёт в себе элементы власти и социального взаимодействия. Он может проявляться в различных обстоятельствах, будь то рабочая среда, общественные места или другие социальные контексты. Те же бабушки на лавочке у подъезда, которые могут легко и просто испортить репутацию, писать обращения, жалобы и заявления на соседей в разные органы власти — тоже зачастую носители синдрома. Своим поведением они как бы говорят: «Я обладаю властью здорово испортить тебе жизнь, проявляй ко мне больше уважения, чтобы я не сделала этого».
Не все люди, у которых есть власть, проявляют признаки синдрома. Это явление не универсально. Однако его проявление портит жизнь как носителю, так и окружающим.
Катализатором поведения «вахтёра» может стать то, что человек получает немного власти в связи с присвоением какой-то должности или обязанности. Она может быть совсем незначительной, самой простой и почти эфемерной, но всё равно её наличие ставит окружающих в зависимость от «охранника». Да, санитарка не принимает решения и не влияет на лечение, но она может так громыхать деревянной шваброй по ножкам кровати спящего пациента, что будет здорово отравлять ему жизнь и сильно портить настроение. Притом формально она будет права, ведь выполняет свои обязанности, но делает это так, что причиняет пациентам неудобство.
Синдром вахтёра — это психологическое состояние, когда человек, обладающий минимальной властью, стремится продемонстрировать её при любом удобном случае. Это не медицинский термин, а социальное явление, которое связано с низким социальным статусом и уровнем агрессии по отношению к окружающим.
«Вахтёрами» могут становиться люди разных профессий. Они могут быть ведущими специалистами в своей области, а могут занимать незначительные должности и заниматься низкоквалифицированным трудом. Ключевая черта — все «вахтёры» считают свой вклад исключительно важным и неприкосновенным, а также обладают небольшой властью, которую стараются демонстрировать окружающим. Это может проявляться в различных формах, таких как:
Синдром вахтёра часто встречается среди людей, которые не чувствуют себя значимыми в других сферах жизни. Они могут быть недовольны своей работой, личной жизнью или положением в обществе. Поэтому «охранники» стремятся компенсировать эти чувства, просто демонстрируя власть, которой обладают, и свою значимость, принижая других людей.
Ключевые черты человека с наличием синдрома:
Исследование, проведённое учёными в 2020 году, показало связь между синдромом вахтёра и низким уровнем образования. Однако это не единственная причина, из-за которой может развиться комплекс. Пережитые негативный опыт, стресс и психологические травмы тоже могут стать причиной формирования этого поведенческого паттерна.
Распознать, что человек испытывает синдром, может быть не очень просто, поскольку это поведенческий паттерн, а не заболевание. Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание:
Если вы замечаете у кого-то подобные признаки, это может указывать на наличие синдрома. Однако стоит помнить, что поведение человека может быть обусловлено различными факторами, такими как страх перед изменениями, нежелание рисковать или просто непонимание необходимости изменений.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
В школе небольшого приволжского города Н. больше десяти лет работала уборщицей Марина Сергеевна. Она знала всех учителей и учеников, и даже их родителей. Женщина искренне считала, что именно она отвечает за порядок в школе и что от её работы зависит всё.
Марина Сергеевна — женщина 43 лет, которая обладает нелёгким характером. Её властность, бескомпромиссность и придирчивость стали одной из школьных легенд. То, как она вела себя со специалистами, вообще не укладывалось в рамки здравого смысла: приказывала и поучала специалистов, переставляла вещи в учительской без согласования с педагогами и могла легко запретить учителю заходить в школу в неподходящей обуви.
Учителя терпели Марину Сергеевну, но постепенно её поведение стало выходить за рамки разумного, она стала придираться к мелочам, которые не имели никакого значения, грубила и оскорбляла учителей. Нервы специалистов были накалены до предела. Последней каплей стал её вояж к одному из них.
Однажды Марина Сергеевна пришла в кабинет к молодому учителю истории по имени Егор Александрович. Она увидела, что на столе у него стоит чашка с кофе.
— Егор Александрович, — сказала Марина Сергеевна, — что это у вас на столе
— Это кофе, — ответил Егор Александрович.
— Кофе — удивилась женщина. — А вы знаете, что в школе запрещено пить кофе
— Я не знал, — сказал Егор Александрович.
— Ну теперь знаете, — сказала Марина Сергеевна. — Уберите это немедленно. И ещё, я хотела бы вам сказать, что ваша учебная программа для учеников 7 класса по обществознанию плохая, вам нужно переделать её.
— Хорошо, — сказал учитель.
Он убрал чашку с кофе в шкаф.
— И впредь не ставьте ничего на стол, — сказала Марина Сергеевна.
— Хорошо, — не стал спорить Егор Александрович.
Марина Сергеевна ушла, а молодой историк отправился прямиком к директору, где рассказал о произошедшей беседе. Он был сильно возмущён поведением, бестактностью и хамством уборщицы. Возможно, он бы отнёсся к этому случаю как курьёзу, но вот оценку своей компетентности человеком вообще без образования спустить не мог.
Егор Александрович рассказал директору, как ведёт себя технический персонал, какие вольности допускает по отношению к учителям и детям.
Директор вызвал Марину Сергеевну в свой кабинет, где прямо сказал, что её поведение недопустимо. Уборщица была искренне удивлена и расстроена. Она не могла поверить, что директор говорит ей такое, ведь она считала, что имеет право делать всё, что хочет. Марина пообещала директору, что она будет вести себя лучше. Но она не сдержала своего обещания, продолжила пакостить по мелочам и придираться к учителям.
В итоге директор школы был вынужден уволить Марину, а учителя наконец-то смогли работать в спокойной обстановке.
Эта история показательна и, к сожалению, очень распространена. Героем этого сюжета мог стать вахтёр, младший сотрудник городской администрации, регистратор или санитарка в поликлинике. Смысл здесь не в профессии или в гендере, а в том, что это паттерн поведения просто опасен последствиями. Он становится причиной:
— конфликтов;
— снижения эффективности и работоспособности персонала;
— возникновения недопонимания и недоразумений;
— стрессов;
— плохих отношений с окружающими
— репутационных издержек предприятия или организации в которой работает человек с синдромом вахтёра.
Важно уметь распознавать проявления синдрома вахтёра и избегать действий, которые могут его спровоцировать. Проработать поведение «вахтёра» можно, работая над самооценкой, повышением уровня своего эмоционального интеллекта и рефлексии. Словом, нужно развивать эмпатию и быть внимательнее к интересам и потребностям других людей.
Синдром вахтёра может формироваться под воздействием различных факторов, как индивидуальных, так и средовых. Вот несколько факторов, которые могут влиять на развитие этого поведенческого паттерна:
Эти факторы часто взаимодействуют и дополняют друг друга, создавая плодотворную почву для проявления синдрома. Понимание этих факторов может помочь в разработке стратегий для предотвращения или управления этим типом поведения.
Синдром вахтёра нередко становится причиной социальной изоляции. «Вахтёры» часто создают конфликтные ситуации и вызывают раздражение у окружающих. Это приводит к тому, что люди просто начинают избегать общения с такими личностями, и они оказываются вне социального круга.
Кроме того, синдром может негативно влиять на психическое здоровье самого «вахтёра». Постоянные конфликты, тревога оказывают давление на нервную систему и приводят к стрессу и депрессии.
При наличии синдрома человек принимает на себя роль надзирателя, «начальника, который всё решает» и контролирует действия, поведение других людей во вверенных ему сферах. Хотя некоторые могут считать это просто проявлением бдительности и заботы о порядке, выполнением должностных обязанностей, этот комплекс опасен своими последствиями для личности и общества.
Для «вахтёров» синдром может стать источником стресса и тревоги. Постоянное наблюдение за окружающими, поиск «нарушителей» правил или желание всегда быть в центре внимания может привести к перегрузке эмоциональной системы. Люди с синдромом вахтёра часто становятся мнительными и придирчивыми по отношению к другим людям, что провоцирует конфликты и ведёт к их социальной изоляции.
Для общества поведение «вахтёра» также несёт риски. Вмешательство в личную жизнь других людей без должного основания может нарушать право на приватность и создавать напряжение в обществе. Конфликты между «вахтёрами» и остальными гражданами могут приводить к снижению доверия и ухудшению социальной атмосферы.
При наличии синдрома человек переживает непропорционально сильное чувство причастности, ответственности за вверенную ему работу. «Вахтёры» испытывают постоянную потребность:
Словом, если у человека проявился такой паттерн поведения, простая жизнь заканчивается и у него, и у тех людей, с которыми ему приходится сталкиваться по работе. Мы подобрали рекомендации психологов для взаимодействия с человеком, у которого проявляются признаки синдрома.
Для тех, кто хочет преодолеть этот комплекс, проще находить общий язык с окружающими и развиться личностно, есть несколько полезных советов:
Если вы чувствуете, что не можете справиться с комплексом вахтёра самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Специалисты помогут вам разобраться в причинах вашего деструктивного поведения и разработать простой план действий по его изменению.
Вот несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы лучше понять себя и свои проблемы:
— Чувствую ли я себя значимым и уверенным человеком
— Достаточен ли мне уровень власти, который я имею
— Считаю ли я, что другие люди некомпетентны и нуждаются в моём контроле
— Делает ли меня действительно счастливым унижение других людей посредством своей власти
— Как я реагирую на простые ошибки других людей
— Как я могу изменить текущую ситуацию, чтобы нормализовать свою самооценку и отношения с окружающими
Ответы на эти вопросы помогут вам понять, какие изменения необходимо внести в своё поведение.
Один из способов преодоления синдрома — разработка личных практик самоконтроля. Например, можно обратить внимание на свою физиологическую реакцию при появлении желания контролировать или манипулировать людьми. Осознание этих реакций поможет вам более осознанно и разумно реагировать на их проявление.
Также полезным может быть обучение техникам релаксации и медитации. Эти простые практики помогут снять напряжение и стресс, связанный с постоянным желанием включать в себе режим «вахтёра».
Взаимодействовать с человеком, у которого развивается синдром вахтёра, может быть не так просто, поскольку он часто придирается к мелочам, проявляет авторитарность и может быть грубым и высокомерным.
Вот несколько советов, которые помогут вам эффективно взаимодействовать с человеком с СВ:
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии,
но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение