Нарушение сенсорной интеграции: причины, симптомы и последствия

Нарушение сенсорной интеграции: причины, симптомы и последствия

Сенсорная интеграция — способность мозга обрабатывать информацию от различных систем анализаторов (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния) и объединять их в целостное восприятие окружающего мира. Для большинства людей это происходит естественным образом на бессознательном уровне.

Егор Семёнов Автор статьи Клинический психолог, детский нейропсихолог, обладатель ученой степени Ph.D
Повышенные гранты до 60 000 ₽ на любую программу профпереподготовки
Содержание

Процесс сенсорной обработки начинается с восприятия информации через органы чувств. Затем эта информация передаётся в мозг, где она обрабатывается и интерпретируется. После этого мозг принимает решение о том, как реагировать на полученную информацию. Например, ребёнок видит игрушку на полке, слышит голоса родителей в другой комнате, чувствует поверхность, на которой стоит. Он понимает, что игрушка стоит высоко, пол скользкий, он не сможет дотянуться и зовёт родителей на помощь.

Сенсорная обработка необходима для развития моторных навыков, способности к концентрации и социального взаимодействия. Однако в силу различных причин в детском возрасте может возникать дисфункция сенсорной интеграции. В дальнейшем люди с этим нарушением зачастую испытывают дискомфорт и трудности в повседневной жизни.

Что такое дисфункция сенсорной интеграции

Дисфункция сенсорной интеграции — это нарушение процесса сенсорной обработки. Она проявляется в том, что нервная система не может адекватно обрабатывать и объединять информацию от различных анализаторов. Это становится причиной трудностей в восприятии и реагировании на раздражители, например, чрезмерная или недостаточная чувствительность к определённым стимулам.

Виды дисфункции сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может проявляться по-разному. В зависимости от того, насколько нервная система восприимчива к стимулам, выделяют следующие виды дисфункций:

— Гиперреактивность — чрезмерная чувствительными к определённым стимулам, таким как яркий свет, громкий звук, ощущение на коже или запахи. Это может вызывать болезненные или неприятные ощущения, становиться причиной стресса и дискомфорта.

— Гипореактивность — слабая реакция на сенсорные стимулы. При недостаточной чувствительности люди могут не замечать или не реагировать на изменения освещения, звуковые сигналы, физическое воздействие или запахи. Это приводит к проблемам в общении и взаимодействии со средой.

Также встречаются проблемы с взаимодействием и согласованием нескольких сенсорных систем. Дисфункция сенсорной интеграции может вызывать трудности в обработке информации от разных органов восприятия и их согласовании. Например, человек может испытывать трудности при одновременной обработке зрительной и слуховой информации, из-за чего возникают проблемы с координацией движений.

Как проявляется дисфункция сенсорной интеграции

Симптомы нарушения сенсорной интеграции зависят от типа системы, в которой наблюдаются расстройство функционирования.

Тактильная

— Гиперчувствительность выражается в чувстве перенасыщения от тактильных ощущений, и человек может страдать от напряжения или дискомфорта в результате сенсорной перегрузки. Люди с гиперчувствительностью испытывают дискомфорт или болевые ощущения при прикосновении к коже. Они чрезмерно чувствительны к ниточкам, биркам, этикеткам одежды, швам или фактурам тканей. Часто они отказываются от деятельности, где есть риск замараться. Люди стремятся избегать всего, что оказывает воздействие на кожу.

— Гипореактивность — сниженная чувствительность к физическому контакту. Проявляется в трудностях осознания границ своего тела и моторной координации, проблемах с балансом и координацией движений. Снижается чувствительность к температурным и болевым ощущениям. При этом нарушении люди могут не рассчитывать силу при тактильном контакте, т. к. не имеют полноценного представления о силе воздействия.

Вестибулярная

— Гиперчувствительность может проявляться как чрезмерная реакция на стимулы, связанные с равновесием и координацией. Люди с гиперчувствительностью могут испытывать сильное головокружение и нестабильность при малейшем движении или изменении позы. Они также могут чувствовать сильную тошноту и рвоту в ответ на нормальные двигательные ситуации, такие как поездка на автомобиле или полёт в самолете.

— Сниженная реакция на вестибулярные стимулы характеризуется проблемами с оценкой расстояния и пространственной ориентацией, а также с координацией движений. Люди могут испытывать заторможенность или неспособность адекватно реагировать на изменения положения тела или окружающей среды.

Проприоцептивная

— При гиперчувствительности проприоцептивной системы человек переживает повышенную чувствительность к силе, напряжению и положению мышц и суставов. Это отражается в чувстве дискомфорта или боли при длительной физической нагрузке, повышается утомляемость. Затруднён контроль силы при выполнении мелких движений, таких как письмо или застёгивание пуговиц.

— При недостаточной чувствительности проприоцептивной системы у человека отсутствует осознание позиции и ощущений своего тела в пространстве. Он имеет слабое представление о своей физической силе и сопротивлении. Человек испытывает тягу к интенсивным физическим сенсорным стимулам, чтобы почувствовать своё тело.

Слуховая

— При гиперчувствительности слуховой системы человек может испытывать высокую чувствительность к звукам. Это сопровождается болью и дискомфорт от резких или громких звуков. Человек проявляет чрезмерную реакцию на окружающие звуки, например, уличный шум, звонок телефона или пение птиц. Шумная среда затрудняет фокусировку на задачах или общении.

— При недостаточной чувствительности слуховой системы человек испытывает трудности с восприятием и различением разных звуков, особенно в тихих средах. Ему сложно распознавать и понимать речь и звуки окружающей среды, например, звонок телефона, сигналы машин. Также это может проявляться в сниженной способности слышать низкие или высокие звуки.

Зрительная

— Гиперчувствительность зрительной системы приводит к повышенной реакции на свет, мелькание или яркие световые стимулы. Сильное освещение и солнечный свет вызывают боль и дискомфорт в глазах. Человеку труднее сфокусироваться или распознавать объекты в таких условиях. Контрастные линии и узоры могут выглядеть неприятно или вызвать головную боль. Чтение и просмотр информации с экранов гаджетов приводят к быстрой утомляемости.

— Гипореактивность зрительной системы может вызывать сниженную чувствительность к изменениям освещения или визуальным стимулам. Люди с гипореактивностью могут не замечать детали, например, изменение цвета или небольшие объекты. Они испытывают проблемы с фокусированием внимания на конкретных предметах. Им сложно определять глубину и ориентироваться в пространстве.

Причины дисфункции сенсорной интеграции

При нормотипичном развитии человек воспринимает и обрабатывает стимулы ото всех анализаторов. Если этот неврологический процесс нарушается на любом этапе: получения информации, её организации или реакции на неё, то нормальное развитие и адаптивная работа мозга становятся невозможны.

К дисфункции сенсорной интеграции могут приводить различные факторы:

— Некоторые нарушения могут быть связаны с генетическими факторами и наследственностью. Определённые гены влияют на развитие нервной системы и способность эффективно обрабатывать сенсорную информацию.

— Травмы, возникшие в раннем детстве, такие как травмы головы, родовая или послеродовая травма, могут повлиять на нормальное развитие сенсорной системы. Нарушения могут касаться органов чувств или нервной системы, что в конечном итоге становится причиной дисфункции сенсорной интеграции.

— Окружающая среда и стрессовые ситуации также могут влиять на функционирование и развитие сенсорной интеграции. Высокий уровень стресса, неблагоприятные условия жизни или неадекватные стимулы в окружающей среде могут сказываться на способности воспринимать стимулы и приводить к нарушениям.

Выявление дисфункции сенсорной интеграции является задачей, требующей участия различных специалистов. Она включает оценку разных аспектов чувствительности, таких как восприятие сенсорных стимулов, обработка и реакция на них.

Как дисфункции сенсорной интеграции влияют на жизнь

Люди с нарушением сенсорной обработки испытывают трудности в повседневных ситуациях. Также у них возникают проблемы с обучением, физическим и эмоциональным развитием и поведением.

При дисфункции сенсорной интеграции могут возникать проблемы при выполнении многих бытовых задач. Например:

Питание:

— Сложность в определении предпочтений в отношении пищи из-за повышенной чувствительности к текстуре, вкусу или запахам. Это может приводить к ограниченному питанию и диетическим ограничениям.

— Трудности с восприятием противоположных вкусов, таких как кисло-сладкий, солёно-сладкий и т. д., что делает сложным выбор сбалансированной пищи.

— Повышенная чувствительность к запахам, что может вызывать неприятные ощущения при приёме или приготовлении пищи.

Одежда:

— Люди с дисфункцией сенсорной интеграции чувствительны к ощущениям различных тканей на своей коже. Некоторые материалы могут вызывать дискомфорт, раздражение или даже боль.

— Сложные механизмы застёжек (кнопки, молнии и т. д.) в одежде могут быть недоступны для людей с дисфункцией сенсорной интеграции, особенно если есть проблемы с моторикой и координацией движений.

Уход за собой:

— Некоторые люди испытывают чувствительность к запахам и текстурам косметических продуктов или моющих средств, что вызывает неприятные ощущения при использовании их на коже или волосах.

— Из-за чувствительности к воде, температуре, звукам и другим факторам, некоторым людям с дисфункцией сенсорной интеграции может быть некомфортно принимать ванну или души.

Дисфункция сенсорной интеграции может существенно влиять на учебные и рабочие процессы, создавая зачастую непреодолимые трудности:

Концентрация и восприятие информации:

— Чувствительность к шуму может затруднять способность сосредоточиться на учебном материале или заданиях на работе.

— Некоторые люди могут испытывать трудности с обработкой и адаптацией к различным сенсорным стимулам в классе или рабочей среде. Это может влиять на их способность ориентироваться и сосредоточиваться на конкретных задачах.

Общая и мелкая моторика:

— Люди с дисфункцией сенсорной интеграции могут иметь затруднения с удержанием карандаша, контролем над направлением и применением нужного давления при письме. Это может сказываться на качестве и читаемости написанного.

— Некоторые люди могут испытывать трудности с выполнением задач, требующих точности и мелкой моторики, таких как использование клавиатуры компьютера, манипуляция инструментами или сборка предметов.

Социальные трудности:

— При дисфункции сенсорной интеграции прикосновения или контакты с другими людьми доставляют дискомфорт. Это становится причиной трудностей в социальных ситуациях, например, при рукопожатиях или объятиях с коллегами или близкими.

— Некоторым людям может быть сложно использовать общедоступные сенсорные средства, такие как интерактивные доски или дисплеи в мультимедийных учебных материалах. Это ограничивает их способность получать и воспринимать информацию, представленную в таком формате.

Социальная адаптация может стать проблемой, поскольку люди с дисфункцией сенсорной интеграции могут испытывать трудности в общении и взаимодействии с окружающими:

— Отклонение от типичных норм поведения, принятых в обществе. Например, избегание физического контакта или звуковых стимулов, что может вызывать недоумение или непонимание со стороны других людей. Зачастую это приводит к социальной изоляции или неприятным ситуациям, которые могут негативно сказываться на самооценке.

— Дисфункция сенсорной интеграции влияет на способность человека воспринимать и интерпретировать не только сенсорные стимулы, но и социальные сигналы, такие как жесты, мимика лица или интонация голоса. Вследствие этого затрудняется понимание невербальных сигналов, необходимых для эффективной коммуникации. Как результат, возникают трудности в установлении и поддержании социальных связей с другими людьми.

— Социальные ситуации вызывают страх или тревогу у людей с дисфункцией сенсорной интеграции из-за неизвестности или неспособности адекватно обрабатывать стимулы. Это также может приводить к снижению уверенности в себе и низкой самооценке.

— Участие в групповой деятельности или коллективных играх, где требуется быстрая реакция на изменяющиеся сенсорные стимулы или взаимодействие с остальными участниками, становится затруднительной. Это ограничение может вести к ощущению отчуждения и недовольства собой.

Из-за сложностей, связанных с дисфункцией сенсорной интеграции, люди могут начать негативно воспринимать себя и свои навыки или недостатки. Они могут чувствовать себя отличающимися от других, что в конечном итоге становится причиной снижения самооценки.

Подходы к лечению и поддержке людей с дисфункцией сенсорной интеграции

Лечение и поддержка людей с нарушением сенсорной обработки обычно включает комплексный подход.  К методам терапии относятся:

Нейропсихологические программы коррекции. Эти программы разрабатываются специалистами в области нейропсихологии и специально ориентированы на коррекцию сенсорных проблем. Они могут включать различные упражнения и задания, которые помогают развивать недостающие навыки и улучшать сенсорную интеграцию.

Эрготерапия, физическая и речевая терапия. Эти виды терапии могут быть полезными для помощи людям с дисфункцией сенсорной интеграции. Эрготерапия помогает развивать моторные навыки, а также улучшает способность человека к чувствительному восприятию. Физическая терапия включает упражнения и техники, направленные на улучшение телесных ощущений и координации. Речевая терапия помогает улучшить коммуникацию и речевые навыки.

Родители играют важную роль в поддержке и лечении детей с дисфункцией сенсорной интеграции. Они могут осознать особенности ребёнка и предоставить ему соответствующую поддержку и среду. Родители также могут быть вовлечены в программы коррекции и обучены различным стратегиям, позволяющим поддерживать и развивать навыки сенсорной обработки у своих детей.

Психологическая поддержка может быть полезной для людей с дисфункцией сенсорной интеграции, особенно если они испытывают эмоциональные или поведенческие проблемы в результате нарушения. Психологи помогают в развитии стратегий преодоления стресса и тревоги, а также повышении самооценки и выработке адаптивных навыков.

Все эти подходы могут быть индивидуально адаптированы в зависимости от конкретных потребностей и возможностей каждого человека. Часто комбинация различных методов и подходов — это наиболее эффективный способ обеспечить успешное лечение и поддержку для людей с дисфункцией сенсорной интеграции.

Чувствуете, что пора что-то менять в своей жизни?

Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.

Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.

Узнаете с какими запросами работают психологи


Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом


Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение

Сенсорная интеграционная терапия дома

Сенсорная интеграционная терапия включает в себя различные упражнения и активности, которые помогают развивать и улучшать сенсорную обработку.

Для вестибулярной системы:

— Качели. Поставьте качели или тренажёр для балансировки и позвольте ребёнку или взрослому качаться вперёд-назад. Это упражнение стимулирует вестибулярную систему и помогает улучшить равновесие и координацию, а также развивает способность приспосабливаться к изменяющимся положением и движениям тела.

— Гонки с препятствиями. Установите несколько препятствий на полу (например, конусы или подушки) и попросите ребёнка или взрослого быстро преодолеть этот маршрут, обходя препятствия. Это упражнение способствует развитию пространственного восприятия, координации и улучшению реакции на изменения положения в пространстве.

Для проприоцептивной системы:

— Планка. Упражнение «планка» отлично развивает проприоцептивную систему и укрепляет корпус. Для выполнения необходимо встать в позицию, как при выполнении отжиманий, но с опорой на предплечья и локти. Далее поддерживать эту позицию так долго, насколько возможно, соблюдая правильную вытянутую линию тела. Это упражнение развивает силу в руках, плечах, корпусе и ногах.

— Прыжки с места. Согласно инструкции, нужно встать на месте, ступить ногой вперёд и прыгнуть на этой ноге. После выполнения прыжка на одной ноге, сразу перейти на другую и продолжить выполнение прыжков. Это упражнение развивает проприоцептивную систему, требует силы и координации движений.

— Лазание. Для выполнения подойдёт низкая горка или фитнес-полоса. Лазание развивает проприоцептивную систему, укрепляет мышцы верхней и нижней части тела, а также улучшает координацию и баланс.

— Массаж с помощью мяча. Возьмите мяч маленького размера и помассируйте им различные части тела, например, ступни, руки, спину. Массаж с помощью мяча стимулирует проприоцептивную систему, улучшает тактильную чувствительность, а также помогает расслабить и разогреть мышцы.

Для тактильной системы:

— Игры с использованием тактильных материалов. Создайте различные игровые зоны с разными тактильными материалами, такими как песок, крупы, ткани, перья, камушки и т. д. Исследуйте эти материалы, ощущая их текстуру и поверхность. Чтобы развить чувствительность не только рук, но и ног, можно выстраивать тактильные дорожки. Это поможет развить чувствительность и улучшить способность распознавать различные стимулы.

— Сенсорные коробки. Создайте наборы сенсорных коробок, наполненных различными материалами, такими как песок, гравий, пластилин и т. д. Прикладывайте руки к материалам, исследуйте их с помощью тактильных рецепторов. Это упражнение позволяет развивать чувствительность к различным текстурам и поверхностям.

Для зрительной системы:

— Маятниковое движение. Используйте маятник или качели, чтобы создать плавные движения. Во время наблюдения за маятником, попросите ребёнка или взрослого фокусировать свои глаза на нём и следить за его движением вперёд-назад или в стороны. Это поможет развить способность фокусировать взгляд и улучшить координацию движений глаз.

— Мозаика или пазлы. Используйте эти игры разной сложности для тренировки умения фокусировать взгляд, различать формы и детали. Постепенно повышайте сложность упражнений, используя мозаику с более мелкими деталями или пазлы с большим числом элементов. Это поможет развить визуальное восприятие и моторику глаз.

Для слуховой системы:

— Музыкальная терапия. Проигрывайте различные музыкальные композиции разных стилей и жанров. Попросите ребёнка или взрослого сфокусировать внимание на определённом инструменте или ритме в музыке. Также можно пробовать взаимодействовать с различными музыкальными инструментами. Это поможет развить слуховую чувствительность и способность различать звуки.

— Упражнения на слуховую локализацию. Цель задания в том, чтобы закрыть глаза и указывать на источник звука. Можно постепенно увеличивать сложность, перемещая источник звука в разные направления и на разные расстояния. Это поможет развить способность локализовать звук и улучшить слуховую ориентацию.

Каждое из этих упражнений можно проводить в течение нескольких минут несколько раз в неделю. Важно помнить, что перед проведением упражнений для сенсорной интеграционной терапии необходимо проконсультироваться со специалистом для разработки индивидуального плана и оценки потребностей конкретного человека.

Осознание и понимание дисфункции сенсорной интеграции, чтобы обеспечить своевременную поддержку и помощь тем, кто с ней сталкивается. Начиная с раннего детства, диагностика и комплексный подход к лечению могут помочь людям справиться с трудностями, связанными с дисфункцией сенсорной интеграции, и повысить их качество жизни.
Все закрытые предложения Smart — у вас в телефоне

Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды