

Буллинг — это систематическое психологическое, физическое или социальное давление, которое один ребёнок или группа детей оказывают на другого ребёнка. Это не просто одноразовый конфликт — это длительное и постоянное явление, при котором жертва постоянно ощущает угрозу.
Часто буллинг воспринимается как нечто нормальное, что «всегда было» в детских коллективах. Однако последствия такого отношения могут быть очень серьёзными, оставляя глубокий след в психике ребёнка. И не только ребёнка. Буллинг встречается и среди взрослых. Как его распознать и как справиться? Давайте разберёмся.
Поможет нам в этом история мальчика Миши. Когда Мише было 10 лет, он переехал в новый город. Первые дни в новой школе обещали быть интересными, но вскоре он столкнулся с реальностью — буллингом.
Понимание различных видов буллинга позволяет родителям, педагогам и специалистам более эффективно распознавать и бороться с этой проблемой.
Итак, первое, с чем столкнулся Миша в новой школе, — это школьный буллинг. Это когда ребёнок подвергается насилию или угрозам со стороны своих одноклассников. Школьный буллинг может проявляться в различных формах: физическое насилие, вербальное насмешки, исключение из общественной жизни класса.
Особенности школьного буллинга:
Как только Миша решил обойти проблему, избегая общения в школе, он столкнулся с другой её стороной — кибербуллингом. Это когда агрессия переносится в виртуальное пространство: социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры.
Этот случай является напоминанием о том, как опасен кибербуллинг и насколько важно, чтобы родители были в курсе интернет-активности своих детей, а также обучали их безопасному и ответственному поведению в сети.
Хотя мы обсуждаем в основном детский буллинг, взрослые тоже сталкиваются с этой проблемой, особенно на рабочем месте.
Особенности:
— Может проявляться в виде сплетен, профессиональной дискриминации, перегрузки работы или исключения из коллектива.
— Агрессоры часто занимают более высокие должности или имеют больше опыта.
— Постоянное напряжение может привести к профессиональному выгоранию, депрессии и другим психологическим проблемам.
Изоляция — это когда человека умышленно исключается из общественных событий, игр или активностей. Мишу не приглашали играть в игры внутри коллектива и иногда даже делали вид, что его вовсе не существует. Длительное ощущение изоляции может вызвать у ребёнка чувства одиночества, депрессии и своей неполноценности.
По своей иронии, это противоположность изоляции, когда ребёнок включается в группу, но только для того, чтобы над ним смеяться или использовать его в качестве «игрушки». Например, Мишу могли пригласить на день рождения, но только для того, чтобы сделать его центром насмешек.
Слова могут ранить не менее, чем удары. Именно они становятся орудием агрессии в руках тех, кто использует вербальные издевательства.
Особенности:
— Проявляются в виде насмешек, оскорблений, угроз и нарушения частной жизни.
— Могут быть направлены на личные качества, интересы, внешность, семью и т. д.
— Часто маскируются под «шутки», хотя причиняют реальную боль.
Это специфический вид вербальных издевательств, направленный на внешний вид человека. Агрессоры критикуют фигуру, вес, рост или любые другие физические особенности.
Особенности:
— Особенно актуален в подростковом возрасте, когда формируется самооценка.
— Может привести к различным психологическим проблемам, включая расстройства пищевого поведения.
— Часто используется в социальных сетях, особенно на платформах с акцентом на визуальный контент.
Физическое насилие – это, пожалуй, самый очевидный и заметный вид буллинга. Удары, толчки, шлепки — всё это оставляет не только физические следы на теле ребёнка, но и глубокие психологические травмы. Миша иногда приходил домой с синяками, объясняя, что упал на уроке физкультуры. Но взрослые должны уметь видеть за этими «несчастными случаями» реальную картину.
Сексуальные издевательства в контексте буллинга включают в себя нежелательное сексуальное внимание, такое как пошлые шутки, неподобающие прикосновения или даже более серьёзные формы сексуального насилия.
Особенности:
— Тяжело распознается и часто остается незамеченным.
— Может вызвать тяжёлые психологические травмы.
— Необходимо немедленное вмешательство и поддержка жертвы.
Это когда дети, занимающиеся буллингом, отказываются признавать свою вину и перекладывают ответственность на других. «Я просто смотрел», «Это была шутка», «Он сам начал» — типичные отговорки. Часто дети, которые наблюдают за издевательствами и не принимают в них участие, также игнорируют проблему или даже подстрекают агрессора, думая, что они «ни при чём».
Для того, чтобы эффективно бороться с буллингом, важно понять его корни. Что заставляет детей заниматься издевательствами над сверстниками?
— Отсутствие внимания. Дети, которым не хватает внимания от взрослых, могут искать его, становясь агрессорами.
— Проблемы в семье. Домашнее насилие, частые конфликты могут стать причиной того, что ребёнок начинает вести себя агрессивно и в школе.
— Низкая самооценка. Некоторые дети пытаются поднять свою самооценку за счёт уничтожения самооценки других.
— Социальное давление. Желание быть принятым в определённой социальной группе может подталкивать детей к издевательствам над теми, кого считают «слабым звеном».
Буллинг — это не просто акт насилия между двумя детьми. Это сложный социальный процесс, в котором участвуют разные группы детей, каждая из которых играет свою роль.
Буллер — это ребёнок или подросток, который регулярно и умышленно причиняет вред другим детям, будь то физически, вербально или психологически. Часто за агрессивным поведением буллера скрывается или низкая самооценка, или же потребность в контроле и доминировании.
Эти дети активно участвуют в процессе буллинга, но они могут не всегда быть инициаторами. Они могут идти на поводу у буллера или же просто поддаваться групповому давлению. Иногда их мотивация может быть связана с желанием быть принятыми в определённой социальной группе или страхом самим стать жертвой буллинга.
Это дети, которые становятся объектом насмешек, унижений, физического или психологического насилия. Они часто чувствуют себя беспомощными, одинокими и изолированными. У них часто заниженная самооценка, вплоть до того, что они могут начать считать, что «заслуживают» такого отношения.
Группа сверстников играет ключевую роль в динамике буллинга. Некоторые дети могут быть «безмолвными наблюдателями», которые ничего не делают, чтобы предотвратить насилие, тем самым поддерживая агрессора своим молчанием. Другие могут активно подстрекать или даже присоединяться к процессу. Но есть и такие, кто становится «защитниками», помогая жертвам и противостоя агрессии.
Буллинг может оставаться незамеченным, если не знать, на что стоит обратить внимание. Для родителей, педагогов и других взрослых, которые окружают ребёнка, крайне важно уметь распознать признаки такого поведения. На примере Миши и его истории рассмотрим ключевые сигналы, которые могут указывать на буллинг.
Если вы заметили один или несколько из этих признаков у своего ребёнка или ученика, не стоит игнорировать ситуацию. Необходимо обсудить происходящее с ребёнком, предложить свою поддержку и помощь. Не стоит забывать, что буллинг может оставить глубокие психологические раны, которые потребуют времени и профессионального подхода для их исцеления.
Когда мы слышим слово «буллинг», некоторым может показаться, что это просто детские разборки, которые проходят с возрастом. Однако научные исследования и практический опыт подтверждают, что последствия буллинга могут быть глубокими и долгосрочными, оказывая воздействие на психику и социальное развитие ребёнка.
Пройдемся по ключевым последствиям буллинга на примере Миши.
— Психологические последствия. После нескольких месяцев унижений и агрессии Миша стал выражать признаки депрессии. Он чувствовал себя недостойным, был постоянно подавленным и утратил интерес ко многим вещам, которые раньше его радовали.
— Социальное изоляция. Миша постепенно отдалился от своих друзей и стал избегать мест, где мог бы столкнуться с агрессорами.
— Проблемы со здоровьем. Стресс и тревожность, вызванные буллингом, могут проявиться и в физических симптомах. У Миши начались головные боли, бессонница и проблемы с пищеварением.
— Ухудшение учебной успеваемости. Постоянные стрессы привели к тому, что Миша стал терять интерес к учёбе, его концентрация внимания ухудшилась, что отразилось на оценках.
— Развитие деструктивных привычек. В попытках справиться с болью и стрессом, некоторые дети могут обратиться к вредным привычкам — алкоголю, наркотикам или самоповреждению.
— Проблемы с самооценкой. Длительное воздействие буллинга может исказить восприятие ребёнком себя. Миша начал считать, что он «ничего не стоит» и что он «виноват» в том, что с ним происходит.
— Долгосрочные последствия. Даже после окончания буллинга его тени могут преследовать человека во взрослой жизни, приводя к проблемам в отношениях, работе и психическом здоровье.
Буллинг — это сложное и деликатное явление, с которым может быть непросто справиться. Однако правильные действия могут помочь смягчить его последствия и предотвратить дальнейшие инциденты.
Обратите внимание на изменения в поведении ребёнка. Если вы заметили признаки буллинга, главное — не игнорировать их.
Как видим, буллинг — это явление, которое требует координированных действий от всех сторон: родителей, учителей и самих детей. Правильная реакция и взаимопомощь могут значительно снизить риски и помочь ребёнку справиться с проблемой.
После беседы с Мишей родители решили не оставлять проблему без внимания. Они были решительно настроены найти выход из сложившейся ситуации. На следующий день мать Миши пришла в школу, чтобы встретиться с классным руководителем и педагогом. Она рассказала им о том, что её сын переживает в стенах учебного заведения, и попросила предпринять соответствующие меры. Учитель, хоть и был удивлён, выразил благодарность за обратную связь. Он признал, что некоторые моменты могли ускользнуть от его внимания и пообещал в ближайшее время провести классный час на тему отношений и уважения между учениками.
Через неделю в школе прошёл тренинг для учеников о вреде буллинга, который провели профессиональные психологи. Многие дети были поражены историями, которые они услышали, и решили пересмотреть своё отношение к сверстникам. Миша тоже стал активнее участвовать в школьной жизни. Его классный руководитель предложил ему войти в школьный совет, чтобы он мог высказывать свои мысли и предложения от лица учеников. Там Миша нашёл новых друзей, которые поддерживали его и разделяли его интересы.
Через месяц ситуация в классе значительно улучшилась. Миша становился увереннее, чувствуя, что он не одинок.
Но не всем везёт, как Мише из нашей истории. Поэтому важно знать какие действие можно, а какие категорически нельзя совершать родителям в случае, если их ребёнка травят в школе.
— «Дай сдачи». Физическая агрессия редко является эффективным решением и может вызвать ещё больше проблем.
— «Ты что-то сделал, чтобы их спровоцировать?». Такой вопрос может заставить ребёнка чувствовать себя виноватым.
— «Просто не обращай на них внимания, и всё пройдет». Без действенных мер проблема не всегда исчезает сама по себе.
Заботливое и понимающее отношение родителей играет ключевую роль в процессе помощи ребёнку при преодоления буллинга.
Каждое действие, направленное на борьбу с буллингом, начинается с осознания проблемы и желания изменить ситуацию. Чтобы эффективно противостоять буллингу, необходим комплексный подход.
Они призваны создать безопасную обстановку в образовательных учреждениях. Такие программы включают:
— Профилактические мероприятия, например, уроки для студентов о последствиях буллинга.
— Тренинги для учителей и административного персонала по распознаванию признаков буллинга и противодействию ему.
— Создание анонимных «линий доверия» для учащихся, где они могут рассказать о своих проблемах.
— Не игнорировать проблему. Поймите, что агрессивное поведение вашего ребёнка может быть криком о помощи или признаком внутренних проблем.
— Ведите открытый диалог с ребёнком, пытаясь понять причины его поведения.
— Рассмотрите возможность консультации с психологом, который может помочь определить причины агрессивного поведения и предложить стратегии для его коррекции.
— Обучите ребёнка навыкам конструктивного общения и управления своими эмоциями.
— Привлеките ребёнка к деятельности, которая поможет развить у него сочувствие и понимание к другим.
Борьба с буллингом — это не только ответственность родителей или школы, это задача всего общества. Вместе мы можем сделать мир безопаснее для детей.
Каждый случай буллинга — это вызов не только для родителей, но и для школы. Сотрудничество с учебным заведением чрезвычайно важно. Некоторые родители опасаются, что жалобы на агрессивное поведение могут отразиться на отношении учителей к их ребёнку. Однако учительский состав, как правило, стремится к созданию безопасной и дружелюбной обстановки для всех учеников. Важно подходить к этому вопросу тактично, сохраняя открытый диалог и стремясь к конструктивному решению.
Смена образовательного учреждения — это крайний шаг, который следует рассматривать, если другие методы борьбы с буллингом оказались неэффективными. Прежде чем принимать решение, стоит учесть следующие моменты:
Буллинг — это не просто детская проблема, а сложное общественное явление, требующее внимания на всех уровнях: от семьи до государства. Преодолеть буллинг возможно только при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов и детей.
Для создания безопасного и гармоничного пространства, где каждый ребёнок может развиваться и чувствовать себя защищённым, нужно учить детей эмпатии, уважению и толерантности, а также создавать механизмы быстрого и эффективного реагирования на случаи буллинга в учебных заведениях.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Преимущества обучения в онлайн-институте Smart:
— Гибкий график. Вы сами выбираете, когда учиться, что идеально подходит для занятых людей или для тех, кто совмещает учёбу с работой.
— Практический опыт. Курсы предполагают не только теоретические занятия, но и реальную практику под руководством опытных специалистов.
— Современные методики. Вы получите доступ к последним исследованиям и методикам в области детской психологии.
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды