

Отсутствие интереса к обучению — частая проблема среди детей и подростков. Когда беседы, убеждения и наказания перестают работать, родители идут за помощью к специалистам. Один из самых частых запросов к детским психологам, педагогам-психологам — отсутствие учебной мотивации. С ним обращаются родители учеников всех возрастов.
Невыполнение домашних заданий, забытые учебники и тетради, отвлечение на уроках, пропуск занятий — признаки сниженной мотивации к учебной деятельности. Ещё недавно сложным периодом педагоги считали переходный возраст, когда на первое место у ребёнка выходили его внутренний мир и общение. По исследованиям научных сотрудников Института детства МГПУ сегодня такая проблема обнаруживается уже с начальных классов. Научный анализ данных за последние 20 лет в совместном исследовании сотрудников МГУ им. М.В. Ломоносова и АГГПУ им. В.М. Шукшина обнаруживает общую тенденцию к снижению уровня внутренней мотивации обучающихся.
Учебная мотивация — это процесс, который побуждает ребёнка учиться и достигать успехов в образовательной деятельности. Существует несколько видов учебной мотивации, которые могут быть использованы педагогами и родителями для повышения эффективности обучения.
В зависимости от источника мотивации выделяется:
Исходя из цели учения мотивация может делиться на следующие виды:
Мотивация является важным фактором, влияющим на успешность обучения. Она помогает ребёнку ставить цели и достигать их, а также сохранять интерес к учёбе на протяжении всего процесса обучения. Без мотивации ученик перестаёт стараться, не видит смысла в своей деятельности.
Замотивированный ребёнок умеет выделять приоритеты и сосредоточиваться на тех областях, которые ему наиболее интересны. Это позволяет получать максимальное удовольствие от самого процесса обучения и достигать высоких результатов в будущем.
Косвенно мотивация связана с самооценкой ребёнка. Понимание своих способностей формирует представление о реальных возможностях. Ребёнок может оценить уровень подготовки, выявить пробелы и устранить их, повышая результаты. Или же не ставить перед собой недостижимых целей.
Пример: Ваня учится в первом классе. Он пришёл из детского сада, где выучил буквы и цифры. Первые уроки дались ему легко, он получил первые звёздочки и быстро включился в процесс учёбы. Ваня с удовольствием встаёт по утрам, идёт в школу и успевает выполнить задания на уроке. Дома он рассказывает родителям, что узнал сегодня и ждёт завтрашнего дня. А есть Миша, который не ходил в сад. Ему хочется играть и на уроках он часто отвлекается на принесённые с собой игрушки, за что получает замечание от учителя. Дома за замечания его ругают родители и заставляют дописывать то, что он не успел в классе. Спустя две недели интерес Миши к школе упал и он старается всячески остаться дома и не идти в школу.
Учебная мотивация зависит от многих факторов, но определяется тремя основными критериями:
— индивидуальные особенности, интересы и способности ученика;
— отношение семьи к обучению;
— атмосфера в школе и классе.
Создание благоприятных условий для обучения может помочь поддержать и стимулировать мотивацию учеников.
Понимание психофизиологических особенностей детей разного возраста помогает педагогам и родителям грамотно выстраивать систему мотивации, учитывая индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка.
Мотивация младшего школьника напрямую связана с эмоциональным состоянием, а потому отличается неустойчивостью. Сегодня он получил пятёрку и любит математику больше всего, а завтра он поругался с одноклассником и больше никогда не пойдёт в школу.
Большое значение имеет психологическая зрелость. Некоторых детей отдают в первый класс до семи лет, потому что они научились читать и считать. Но этого недостаточно для дальнейшего успешного обучения. Зоны мозга, которые отвечают за целенаправленность деятельности, дозревают несколько позже. А потому ребёнок, которого отдали до достижения психологической готовности будет менее усидчив, неспособен освоить полный объём знаний, что в дальнейшем может негативно сказаться на мотивации. Психологи рекомендуют проходить диагностику готовности к школе и в случае необходимости «доиграть».
К средним классам внутренняя мотивация начинает доминировать и носит более устойчивый характер. Она становится осознанной и направленной на достижение успеха в учёбе и социальной среде. Подростки испытывают сильную потребность в самореализации и самоутверждении, что влияет на их мотивацию к обучению.
Хорошист, уверенный в себе, будет пользоваться большей популярностью среди одноклассников, чем заядлый троечник. Кроме того, многие школы дают возможность проявить себя во внеурочной деятельности, что также положительно скажется на позиционировании себя в обществе.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Родители как первые значимые взрослые для ребёнка выступают примером и во многом определяют его мотивацию. Их отношение к процессу обучения и возможностям своего ребёнка оказывает значительное влияние. Психологи выделили ряд действий, которые могут негативно повлиять на мотивацию к обучению:
Пример: Маша учится в четвёртом классе. Во втором и третьем по итогам года она была отличницей. За первую и вторую четверть вышло несколько четвёрок. Родители обратились к психологу с проблемой отсутствия мотивации. Их беспокоило, что Маша собиралась в школу через слёзы, всё время опаздывала. Дома, выполняя задания, часто плакала. В процессе беседы с родителями оказалось, что мама была отличницей и требовала того же от дочери. Заставляла переписывать даже те контрольные, которые были написаны на «4». В то время как учитель отмечала хорошие способности, но «твёрдой хорошистки». В итоге давление мамы привело к тому, что Маша утратила интерес к любимым предметам и воспринимала учёбу как наказание.
Обстановка дома и отношения между родителями сказываются на ситуативном изменении мотивации к обучению. Как заставить ребёнка делать уроки, если родители находятся в состоянии конфликта. Напротив, спокойная обстановка с одинаковыми требованиями со стороны родителей будет способствовать комфортной среде для обучения.
Решить проблему нежелания ходить в школу и помочь ребёнку лучше справляться с уроками поможет мини-курс «Мотивация ребёнка к обучению». Опытный психолог расскажет о причинах снижения интереса и даст техники, как замотивировать детей.
Школу можно оценивать как вид экосистемы со своими нормами и правилами. Учебная среда может как способствовать развитию, так и негативно сказываться на мотивации. Ребёнок с удовольствием будет ходить на учёбу туда, где у него есть друзья, где его принимают учителя и есть возможность раскрыть свои таланты. Факторы, влияющие на психологическую обстановку в школе:
О том, как справиться с буллингом читайте в статье.
Организация учебного процесса прямо влияет на желание детей учиться. Когда школа становится местом, где комфортно, где ценится личность и предоставляется возможность дополнительного образования, мотивированность учеников растёт.
Потеря интереса к школе может произойти в любом возрасте. Разберём способы, как мотивировать ребёнка на учёбу в зависимости от возраста.
Младшие школьники — дети в возрасте от 6 до 11 лет, которые только начинают своё обучение в школе. Они ещё не имеют большого опыта в обучении и могут испытывать трудности в адаптации к школьной жизни. Однако с правильным подходом можно помочь им стать успешными учениками.
Один из способов мотивации младших школьников — использование игровых методов обучения. Игры помогают детям лучше усваивать информацию и делают процесс обучения более интересным. Кроме того, важно создать благоприятную атмосферу в классе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно.
Что могут сделать родители:
— Поощряйте интерес ребёнка к новым знаниям и открытиям, спрашивайте, что он изучил сегодня в школе, просите рассказать о своих открытиях.
— Используйте игры, чтоб актуализировать знания и развивать когнитивные способности («Назови, что видишь вокруг на букву „А“», «Да-Нетки» про животных, растения, профессии и т. д.).
— Поддерживайте ребёнка в его успехах и достижениях, это поможет ему почувствовать уверенность в своих силах.
— Создайте такой режим дня, в котором есть место отдыху и домашней работе, чтобы избежать перегрузов.
— Научите ребёнка осознавать свою роль ученика и ответственность за свою учёбу, это поможет повысить его дисциплину и организованность.
Младшие подростки — дети в возрасте от 11 до 14 лет, которые находятся на пороге взросления и начинают осознавать свою индивидуальность. В этот период у них часто возникают проблемы с мотивацией к учёбе, так как больше интерес проявляют к своим увлечениям.
Однако можно использовать различные методы для мотивации младших подростков к учёбе. Один из них — создание привлекательной и интересной учебной среды — использование современных технологий, таких как интерактивные доски и планшеты, а также организацию интересных проектов и мероприятий.
Что могут сделать родители:
— Отнеситесь с пониманием к интересам ребёнка, помогите раскрыть свои таланты и способности, поддержите его в стремлении к самосовершенствованию.
— Избегайте осуждений, если не разделяете интересы, выделите время для занятий и для хобби.
— Ставьте перед ребёнком достижимые цели и поощряйте его успехи.
— Обсуждайте происходящее в школе, погружайтесь в среду ребёнка.
Пример: Ира училась в шестом классе. Средняя успеваемость, замкнутость, мало друзей в классе. Её подруга пригласила в танцевальную студию. Мама была против, т. к. думала, что это будет мешать исправлять оценки и выполнять задания. Мама с Ирой конфликтовали, но с помощью психолога договорились взять пробный период в два месяца, по итогам которого принять окончательное решение. За это время в студии девочки выучили танец и решили выступить с ним на праздничном концерте. Они прошли отбор и вышли на сцену.
За время подготовки к концерту девочки познакомились с ребятами из других параллелей. Выступление прошло успешно, учителя хвалили девочек. По прошествии двух месяцев оказалось, что ухудшений с учёбой не произошло, Ира успевала всё сдавать. Отношения с одношкольниками улучшились и Ира стала ходить в школу с большим желанием. К середине седьмого класса ситуация с учёбой выровнялась и Ира стала хорошисткой.
Старшие школьники — подростки в возрасте от 14 до 18 лет, которые уже имеют определенный опыт учёбы и могут быть более целеустремленными и самостоятельными. Однако, они также могут столкнуться с проблемами мотивации, связанными с выбором будущей профессии и личными интересами.
Одним из способов мотивации старших школьников является предоставление им возможности выбора учебных предметов и курсов. Это позволяет им определить свои интересы и цели, а также получить необходимые знания для будущей профессии.
Ещё одним важным фактором мотивации является поддержка со стороны учителей и родителей. Старшие школьники нуждаются в том, чтобы их понимали и поддерживали в их выборе, поэтому важно проявлять интерес к их учёбе и помогать им преодолевать трудности.
Наконец, старшие школьники могут быть мотивированы успехами своих сверстников и возможностью достижения высоких результатов. Это может быть достигнуто через участие в различных конкурсах и олимпиадах, где они могут продемонстрировать свои знания и умения.
Что могут сделать родители:
— Создайте атмосферу доверия, разрешите ребёнку быть ответственным за свою деятельность, останьтесь в роли советчика.
— Проговаривайте эмоциональное состояние, возможные сложности в учёбе.
— Предложите помощь, станьте надёжным плечом, которое в нужный момент поддержит, но не будет тянуть подростка против его воли.
Пример: Марина учится в 11 классе. Обратилась к школьному психологу с запросом на стабилизацию эмоционального состояния. Она состояла в романтических отношениях с одноклассником, но спустя полгода пара рассталась. В процессе беседы Марина рассказала, что первое время ей совершенно не хотелось ходить в школу и видеть молодого человека. Мама отнеслась к ситуации с пониманием и два раза в самых критичных ситуациях разрешала остаться дома. Когда кризис спал, Марина спокойно вернулась в класс. Понимание мамы помогло не усугубить ситуацию и не перенести переживания из-за разрыва отношений на негативное отношение к учёбе. Успеваемость Марины осталась на хорошем уровне.
Мотивация ребёнка к учёбе — это сложный процесс, требующий от родителей терпения и понимания. Но, следуя простым советам, вы сможете помочь своему ребёнку стать более заинтересованным в учёбе и добиться успеха.
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды