

Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя, является ярким примером того, как ожидания окружающих могут влиять на наше поведение и достижения. Идея этого психологического феномена заключается в том, что когда люди верят в потенциал другого человека и выражают это своими словами и действиями, это может стимулировать его рост и успех.
Изначально эффект Пигмалиона был открыт в эксперименте Розенталя и Леноры Якобсон в 1968. В одной из калифорнийских школ учителя получали списки «одарённых» детей. Однако на самом деле все дети были выбраны рандомно и на самом деле не обладали выдающимся потенциалом, хотя их педагогам было озвучено обратное. В результате годовой работы с этими детьми стремительный прогресс показала группа «одарённых» детей по сравнению с контрольной группой. Оказалось, учителя, зная об их интеллектуальных «преимуществах», давали им больше интересных заданий и предоставляли больше свободы в их решениях. Объяснение этому эффекту нашли быстро — когда мы верим в чьи-то способности и поддерживаем его, мы передаём ему уверенность и мотивацию. Человек начинает видеть себя таким, каким его видят другие, и старается соответствовать этому образу.
Обнаруженный исследователями эффект был назван в честь главного героя одного из древнегреческого мифа о талантливом скульпторе Пигмалионе и созданной им статуе прекрасной женщины Галатеи. Пигмалион настолько много сил и души вложил в своё произведение, что полюбил его. Он молил богиню любви, чтобы она послала ему встречу с кем-то, хоть немного похожим на прекрасную Галатею. И Венера не смогла пройти мимо такого сильного чувства — она оживила статую. Так, Пигмалион стал символом трансформации и изменения одного человека, через веру в него и ожидание другого. Эта легенда по смыслам очень похожа на открытый учёными эффект, поэтому ему и присвоили имя мифического древнегреческого скульптора.
Эффект Пигмалиона имеет практическое применение в разных сферах жизни: от образования до бизнеса. Он напоминает нам о важности поддержки и веры в потенциал других людей.
Эффект Пигмалиона, также известный как самосбывающееся пророчество, описывает явление, когда ожидания или вера одного человека в потенциал другого влияют на его поведение и успех. Процесс действия этого эффекта можно описать следующим образом:
— Формирование ожиданий. Одна личность (назовём её «Оценивающим») формирует определённые ожидания относительно другой личности (назовём её «Объектом»). Эти ожидания могут касаться его уровня интеллекта, способностей, успеха, отношения.
— Влияние на поведение. Оценивающий начинает вести себя по отношению к Объекту в соответствии со своими ожиданиями. Например, если Оценивающий ожидает успеха от Объекта, он может предоставить ему больше возможностей, поддержки и стимулировать его к успешным поступкам.
— Самосбывающееся предсказание (пророчество). Под воздействием таких положительных ожиданий Объект начинает воспринимать себя как более способного или талантливого. Это изменение в самоперцепции (восприятие человеком самого себя) стимулирует его к более успешным поступкам и достижениям.
— Подтверждение ожиданий. Успехи, достигнутые Объектом, подтверждают ожидания Оценивающего. Этот цикл укрепляет убеждение Оценивающего в правильности своих первоначальных ожиданий.
Процесс также может работать в отрицательном направлении, когда негативные ожидания приводят к соответствующему поведению и подтверждению этих ожиданий.
Эффект Пигмалиона может проявляться в различных областях жизни, таких как образование, работа и межличностные отношения, и он подчёркивает важность психологического воздействия и поддержки людей в достижении ими успеха и саморазвития.
Принцип работы эффекта Пигмалиона основан на информационной передаче через невербальные сигналы, словесное подтверждение или просто уверенность в возможностях другого человека. Подобные ожидания могут быть перенесены на подопечных через образцы поведения или комментарии со стороны авторитетных личностей.
Другой важный механизм — эффект обратной связи. Когда нам сообщают о высоком потенциале или способностях другого человека, мы начинаем обращать больше внимания на его развитие и поддержку. Положительная обратная связь стимулирует рост самооценки и уверенности в своих силах.
Роль коммуникации в проявлении эффекта Пигмалиона тоже важна. Частое общение с человеком, которому приписывается высокий потенциал или ожидание успеха создаёт благоприятный психологический микроклимат и мотивирует его достигать лучших результатов.
Первый эксперимент Розенталя и Якобсон со школьниками был неоднократно повторён в различных условиях и с разными группами людей. В целом, результаты этих исследований подтверждают, что ожидания человека относительно другого человека или ситуации могут влиять на его поведение и восприятие реальности.
Вот некоторые примеры экспериментов, подтверждающих эффект Пигмалиона:
Эксперимент «Запрограммированная симпатия» (1986 год, учёные Ребекка Кёртис и Ким Миллер). В исследовании принимали участие студенты. Их разделили на две группы и сказали одной группе, что они нравятся своим партнёрам, а другой группе, что они вызывают у партнёров антипатию. Затем попросили членов каждой пары встретиться и пообщаться. Оказалось, что студенты, которые были уверены, что нравятся партнёру, вели себя более дружелюбно и приветливо, чем пары, которые получили обратную установку.
Эксперимент «Крысиная мотивация» (1968 год, учёные Роберт Розенталь и Ленор Якобсон). В исследовании принимали участие студенты и лабораторные крысы. Студентам сказали, что их крысы очень умные, а другой группе сказали, что их крысы не отличаются большим умом. В действительности интеллектуальные способности зверьков из обоих групп были идентичными. «Умные» крысы лучше справились с заданием, чем «глупые». Так произошло потому, что студенты из первой группы относились к своим подопечным с симпатией, гладили их и давали положительное подкрепление. А студенты из второй группы относились к животным неласково, ругали их за неправильные решения.
Эксперимент в армии Израиля. Учёные отобрали три группы военных и поставили перед ними задачу пробежать определённое расстояние. Для первой группы оно составляло 30 км, для второй 40 км, а для третьей 60 км. Но экспериментаторы слукавили, и на самом деле дистанция для всех трёх групп была одинаковой. Результат эксперимента оказался предсказуемым: первая группа солдат прибежала первой, вторая второй, а третья добралась до финиша последней. Мужчины были настолько уверены в озвученном им километраже, что, сами того не зная, оправдали ожидания исследователей.
Эффект Розенталя может иметь и негативные последствия, т. н. эффект Голема. Например, если учитель ожидает, что ученик будет неудачником, он может уделять ему меньше внимания и оказывать ему более негативную обратную связь. Это может привести к тому, что ученик действительно станет неудачником.
В жизни эффект Пигмалиона может проявляться в самых разных ситуациях. Например, если человек уверен в том, что он сможет добиться успеха в каком-то деле, он с большей вероятностью будет прилагать усилия для достижения этой цели, тогда как если человек не верит в свои силы, он, скорее всего, будет избегать трудностей и отказываться от даже от попыток что-то делать.
Вот несколько примеров эффекта Розенталя в жизни:
Эффект Пигмалиона может оказывать большое влияние на результаты обучения. Если учитель или родитель верит в то, что ребёнок способен к учебным успехам, он будет уделять ему больше внимания, оказывать поддержку и давать более сложные задания. В результате ученик с большей вероятностью будет показывать хорошие результаты.
Вот несколько примеров эффекта Пигмалиона в образовании:
Эффект Пигмалиона влияет и на эффективность работы сотрудников. Если руководитель верит в то, что его команда способна работать максимально эффективно, он будет давать им более сложные задачи, предоставлять им более широкие возможности для развития и оказывать поддержку. В результате сотрудники будут с большей вероятностью работать более продуктивно, чем в иных условиях.
Также эффект Розенталя влияет и на поведение сотрудников. Если менеджер верит в то, что сотрудники способны к самостоятельности, ответственности и инициативности, он будет предоставлять им условия, чтобы они могли себя проявить. Специалисты, в свою очередь, видя доверие и понимая, что от них ожидают, чаще всего эти ожидания оправдывают.
В целом, эффект Пигмалиона — это мощный психологический феномен, который влияет на поведение и результаты поведения или деятельности людей.
Вопреки своей значимости, эффект Пигмалиона не лишён критики. Несмотря на то что исследования в области психологии подтверждают существование данного эффекта, его применимость может быть ограничена в реальной жизни.
Одна из основных критик точится на методологические особенности исследований. Часто проводятся небольшие эксперименты на ограниченном количестве участников, что не даёт возможности делать окончательные выводы относительно всего населения. Кроме того, многие исследования основаны на самоотчётах участников, которые могут быть подвержены субъективным искажениям.
Существуют ограничения эффекта Пигмалиона в контексте различных культур и социальных групп. Некоторые культуры или общности могут иметь специфические представления о таланте или успехе, что может влиять на проявление эффекта.
Несмотря на критику, эффект Пигмалиона продолжает вызывать интерес исследователей. Ведь понимание его механизмов помогает лучше понимать взаимосвязь между ожиданиями окружающих и индивидуальной эффективностью.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Применение и практические советы, основанные на эффекте Пигмалиона (эффекте Розенталя), помогают людям достигать успеха:
Однако важно помнить, что эффект Пигмалиона не является чудотворным средством и требует реалистичных ожиданий и учёта индивидуальных особенностей каждого человека, чтобы подходить к ним с уважением и терпением. Как использовать эффект в положительном ключе
Вот несколько рекомендаций, как использовать эффект Пигмалиона в позитивном ключе:
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды