

Жизнь человека — это непрерывный процесс становления и развития личности. С самого рождения мы начинаем взаимодействовать с окружающим миром, приобретать опыт, формировать своё отношение к различным явлениям и событиям. Каждый из нас имеет свою уникальную историю, которая определяет нашу личность и влияет на развитие. В этом процессе мы сталкиваемся с различными трудностями и испытаниями, которые помогают стать сильнее и мудрее. В какой момент можно говорить о психологической зрелости личности, разберём в этой статье.
Зрелость в психологии — это показатель уровня развития личности, при котором человек умеет мыслить критически, учится на своём опыте и способен соотносить свои действия с результатами. Это означает, что такой человек способен принимать обдуманные решения, учитывать последствия своих действий и быть ответственным за свои поступки.
Можно было бы предположить, что чем старше становится человек, тем выше его психологическая зрелость, но это не так. Физический возраст не всегда является показателем зрелости личность. Некоторые люди могут быть более осознанными, даже если они моложе по возрасту. Это связано с тем, что зрелость зависит от опыта, обучения и развития личности, а не только от количества прожитых лет.
Психологическую незрелость по-другому называют инфантилизмом. Это состояние, когда человек ведёт себя и мыслит, как ребёнок, вне зависимости от возраста. Такие люди испытывают сильную нужду в поддержке и заботе со стороны других. Они могут быть непостоянными в своих решениях и действиях, склонны перекладывать свои проблемы и обязанности на других. Инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая провоцирует возникновение разных жизненных неудач.
Таким образом, психологическая зрелость и физический возраст — это два разных понятия, и их не следует путать. Физический возраст относится к количеству прожитых лет, в то время как психологическая зрелость относится к уровню развития личности и её способности справляться с жизненными задачами и ситуациями.
Психологическая зрелость характеризуется умением саморазвиваться, самосовершенствоваться, находить новые возможности для раскрытия своего потенциала. Психологи выделяют основные критерии зрелости личности.
Зрелые личности несут ответственность за принятые ими решения. Они понимают, что выбор всегда остаётся за ними. Такие люди чётко понимают чего хотят, способны просчитывать последствия своих действий. Они не перекладывают вину на других и не ищут оправданий своим ошибкам. Способны оценивать результат и принимать свои достижения.
У зрелого человека «Я-концепция» является гибкой и адаптивной, что позволяет ему успешно справляться с трудностями и изменениями в жизни. «Я-реальное» и «Я-идеальное» сближаются — это означает, что человек принимает себя таким, какой он есть, и стремится к самосовершенствованию. Это позволяет ему не зацикливаться на своих недостатках и не сравнивать себя с другими, а сосредоточиться на достижении своих целей и развитии своих сильных сторон.
Зрелый человек достигает высоких результатов в жизни потому, что осознаёт, какие ценности для него первичны, а какие вторичны. Он является автором своей судьбы, поскольку все решения и действия основываются на выбранных им целях. Например, вступая в брак, человек готов уступить в вопросах распределения бытовых обязанностей, но не по поводу воспитания детей.
Полученный опыт может быть как позитивным, так и негативным. Главный жизненный принцип зрелого человека — жить в настоящем. Он не цепляется за прошлое, а извлекает из него полезный опыт для настоящего. Инфантильного человека негативный опыт ослабляет.
Для зрелой личности важно мнение других людей, потому что он понимает, что живёт в социуме, но не зависит от чужого мнения: чувствует свои границы, не даёт другим их нарушать.
Поведение зрелого человека не зависит от воздействия обстоятельств и от давления внешних оценок или ожиданий. Он способен адаптироваться к новым условиям и ситуациям.
Зрелая личность способна создавать гармоничные отношения с окружающими. Человек знает, как установить правила общения, как уважать границы других людей. Он также умеет создать хорошую атмосферу на работе и дома.
Хорошие навыки общения являются дополнительным плюсом для зрелой личности. Здесь речь не об ораторском мастерстве, а о способности понимать собеседника, разделять его чувства и давать конструктивную обратную связь и поддержку.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, управлять ими. Этот навык помогает решать практические задачи, достигать поставленных целей в личной жизни, на работе.
Зрелая личность мастерски владеет своими эмоциями: не покажет страх и злость, когда их испытывает, может справиться с агрессией или раздражением. Он не позволяет эмоциям влиять на свои решения и поведение. Такой человек обладает высоким уровнем эмпатии и умеет взаимодействовать с эмоциями окружающих.
Зрелый человек умеет слушать других, принимать их точку зрения и находить компромиссы в спорных ситуациях. Несогласие предпочитает разрешать через диалог, а не ультиматум.
Умение решать споры — это результат комбинации таких качеств, как осознанность (оценка ситуации, итогов конфликта), ответственность, высокий уровень эмпатии. Такое комбо помогает справляться с конфликтами: не допускать, прекращать, выходить из них.
К конструктивной критике психологически зрелые личности относятся как к инструменту развития. Когда критика «несправедливая», то для такого человека это не повод обижаться, а ценный источник информации о самом критикующем.
Если у человека наблюдаются перечисленные признаки, можно говорить о высоком уровне психологической зрелости.
Возможно, вы давно задумывались о смене профессии, но не знали с чего начать.
Пройдите бесплатный 3-дневный курс, который поможет сделать первый шаг в изучении психологии.
Узнаете с какими запросами работают психологи
Посмотрите на демо-сессию с реальным клиентом
Получите сертификат о прохождении курса и грант на 40 000 ₽ на последующее обучение
Психологическая зрелость помогает человеку быть сильным и устойчивым во время жизненных испытаний, способствует установлению гармоничных, здоровых отношений. Психологически зрелая личность в состоянии создать себе комфортные условия для жизни, взаимодействия с окружающими. И людям комфортно рядом с таким человеком, потому что он умеет управлять своими эмоциями, конструктивно решать возникающие вопросы.
Психологи отмечают, что социальные, культурные и личностные факторы важны в формировании психологической зрелости, так как они определяют ожидания общества от людей разного возраста и влияют на то, как люди воспринимают свою роль в обществе. Например, в некоторых культурах люди могут считаться более ответственными и зрелыми в более раннем возрасте, чем в других. Рассмотрим подробнее, какое влияние перечисленные факторы оказывают на зрелость.
Семья является основным социальным окружением, в котором происходит формирование личности. Семейные отношения и воспитание могут сильно влиять на развитие эмоциональной стабильности, адекватности мышления, самосознания и ориентации на ответственность у человека.
Культурные нормы — это образцы поведения, которые считаются типичными, ожидаемыми в определённом обществе или культурной группе. Они включают язык, искусство, религию, обычаи, традиции. Ценности и ожидания, которые существуют в обществе, могут оказывать влияние на формирование психологической зрелости. Некоторые культуры ставят больший акцент на самостоятельность и индивидуализм, в то время как другие — на коллективизм и социальную гармонию. Влияние культуры может определять, как человек воспринимает себя и свою роль в обществе.
Социальные и культурные ценности также помогают личности определить свои цели, развить моральные принципы, этические нормы поведения. Они способствуют развитию критического мышления, эмпатии, способности к адаптации в разнообразных социальных ситуациях.
Общество — это совокупность людей, которые живут в определённом месте, времени, имеют общие ценности, нормы, правила и интересы. Общество влияет на личность с самого рождения, формируя её идентичность, социальные роли, цели и мотивацию. Общество также предоставляет личности возможности для самореализации, обучения, общения, сотрудничества.
Окружающая среда — это всё, что окружает индивида: природа, технологии, культура, история. Она влияет через ресурсы, условия, ограничения и вызовы, а также стимулирует личность к адаптации, творчеству, инновациям, ответственности.
Опыт — это то, что мы переживаем, видим, слышим, чувствуем и делаем в жизни. Опыт формирует взгляды, ценности, убеждения и поведение, учит тому, что можно будет использовать в будущем.
Обучение — это процесс приобретения новых знаний, навыков и способностей. Может происходить в разных формах: в школе, университете, на курсах, по книгам, через интернет или общение с другими людьми. Обучение расширяет кругозор, повышает компетентность, самооценку, помогает адаптироваться к изменяющемуся миру.
Опыт и обучение взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Опыт стимулирует желание учиться, а обучение помогает осмысливать опыт. Вместе они способствуют росту, развитию личности. Чем больше опыта и обучения, тем раньше личность может стать зрелой.
Образование и самообразование способствуют развитию личности, достижению зрелости. Образование даёт человеку базовые знания, навыки и ценности, которые помогают ему адаптироваться к окружающему миру, взаимодействовать с другими. Уровень образования и возможность получения знаний и навыков играют важную роль в формировании психологической зрелости. Образование способствует развитию критического мышления, способности анализировать информацию, принимать взвешенные решения и быть открытым к новым идеям.
Самообразование — процесс постоянного самосовершенствования, который позволяет личности расширять свой кругозор, углублять зону интересов, развивать таланты. Самообразование помогает формированию критического мышления, творческого подхода, навыка принятия ответственности за свои решения.
Под влиянием внешних факторов формируются личностные черты человека. Индивидуальные особенности, такие как мотивация, самооценка и уровень стресса, также влияют на психологическую зрелость. Люди с высокой самооценкой и мотивацией, как правило, более психологически зрелы, чем те, кто испытывает стресс и имеет низкую самооценку.
Таким образован, психологическая зрелость зависит от множества внешних и личностных факторов. Их помогает формировать устойчивость, самоконтроль и способность к здоровым отношениям. Работа над собой и осознание своих сильных и слабых сторон являются важными шагами на пути к психологической зрелости и благополучию.
Психологи рекомендуют:
Техники контроля эмоций дают возможность выбора, помогают избежать ошибок, переживаний. К основным приёмам можно отнести:
— самовнушение,
— самоубеждение,
— самоанализ,
— анализ ситуации,
— дыхательные упражнения,
— рефлексия,
— упражнения переключения внимания,
— физические упражнения,
— визуализация.
Большинство людей учатся эмпатии в детстве, просто наблюдая за другими. Особенно действенны проговаривание своих чувства, эмоции, проецирование их на других. Но и взрослые могут научиться быть более эмпатичными.
6 приёмов, которые помогают развить сочувствие:
Будьте сострадательны. Сострадание — это способность понимать, делиться сопереживать чужим боли, страданиям.
Зрелая личность:
— ориентируются на собственные желания и уважает чужие;
— умеет соблюдать чужие и защищать свои личные границы;
— принимает себя со всеми своими особенностями и знает о своём потенциале;
— умеет верно рассчитывать свои ресурсы.
Приведём несколько принципов, следуя которым можно развить свою зрелость и стать более уверенной личностью:
— Обсуждать все планы и действия с партнёром, уметь слушать и понимать собеседника. Уметь идти на компромисс, сразу обсуждать все спорные моменты.
— Снижать уровень тревожности, не стремиться всё контролировать или всё делать самостоятельно.
— Не замыкаться в одном «семейном кругу», получать новые эмоции, делиться впечатлениями.
— Уважать своего партнёра, не осуждать его за спиной, принимать его недостатки, разделять интересы и хобби.
— Чётко формулировать для себя, какие действия окружающих для вас допустимы, а из-за каких можно прекратить общение. Выстраивать личные границы.
— Учиться противостоять манипуляциям, нападкам со стороны окружающих.
Каждую неделю будем приглашать на эфиры с преподавателями, делиться акциями на программы и полезными письмами от команды